Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

А.К. Гараева

Интенсивное обучение английскому языку применяется при необходимости ускоренной подготовки. Это тот случай, когда обучающийся ограничен во времени, за который необходимо повысить свой уровень знаний.

Интенсификация профессионального образования сегодня - это и требование времени, и потребность самих обучающихся. В качестве ответа на эти актуализированные потребности бурно развиваются разнообразные формы и программы ускоренного обучения и сокращенного по срокам образования, позиционирующие себя как методы или технологии интенсивного образования взрослых. Достаточно большое количество этих предложений трактует интенсивность как сокращенность по времени освоения учебной программы, поэтому синонимом понятия "интенсивное" в этих случаях вполне может выступать понятие "ускоренность". [1]

Обучение в интенсивном режиме означает обучение по обычной методике, но с более высоким количеством учебных часов в неделю.

Следует отметить, что и при обычном режиме обучения по всем программам и для всех уровней, с целью повышения эффективности обучения, многие преподаватели используют следующие элементы интенсивного обучения:

  • главное внимание и пониманию речи на слух;
  • истематическая работа над произношением, интонацией в течение всего обучения;
  • основной акцент на приобретении навыков устного выражение своих мыслей на английском языке (преодоление языкового барьера);
  • широкое применение в процессе занятий ролевых игр, кейс-методики, обсуждений, устных презентаций, моделирования ситуаций общения
  • включение учащихся с первых занятий в активную языковую практику;
  • оптимизация учебного материала - построение программ обучения с учетом индивидуальных целей слушателей, т.е. изучается только то, что нужно. [2]

Для обеспечения интенсивного процесса обучения иностранному языку очень важно выбрать подходящий данной аудитории метод обучения.

Под методами обучения принято понимать направление в обучении, с помощью которого должны реализоваться цели и задачи, а также выявлены пути и способы достижения цели. Стратегия обучения иностранному языку базируется на различных подходах к обучению.

Выделяют два основных фактора, которые характеризуют интенсивный процесс обучения:

- Первый фактор - это минимальный срок обучения в целях достижения определённых целей. Как правило, это касается учебного материала в "бытовых" рамках. При этом вам будет предложено минимальное количество учебного материала и соответствующая его организация.

- Второй фактор предполагает максимальное использование всех резервов обучаемого. Это достигается с помощью особого взаимодействия в учебном коллективе и творческом подходе к преподаванию.

В зарубежной и в отечественной теории и практике обучения иностранным языкам всё больше утверждаются групповые формы обучения: по несколько человек (двое, трое и более). Главное достоинство такого обучения заключается в том, что внутри группы образуется взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность ведёт к реализации главной цели - овладению речевой активности. В принципе, такую образовательную деятельность можно назвать игрой. Если такая игра примет рамки мотивированной, согласованной деятельности, то она станет основной формой реализации учебного процесса. Одной из основных задач преподавателя в данном случае станет проблема специфики отношений учеников. Ему необходимо обеспечить ситуацию, при которой каждый ученик будет включен в совместную интеллектуальную деятельность, а не только активисты. Все ученики в процессе урока должны объединять свои умственные усилия для преодоления возникающих и поставленных проблем.

Считается, что для обеспечения эффективного общения внутри группы наиболее благоприятными характеристиками будут следующие: оптимальное количество человек в группе - 10-12, группа должна быть неоднородна; расположение учащихся должно быть максимально комфортным, лицом друг к другу. [1]

Во многих образовательных учреждениях накоплен достаточно богатый опыт работы в этом направлении, в частности, с 1990 года в Новосибирском государственном педагогическом университете реализуют технологию интенсивного педагогического образования, разработанную как инновационный проект.

В основе проекта - трактовка интенсивности как "целенаправленности, напряженности, глубины, усиленности, энергичности, эффективности того или иного процесса" - в соответствии со значением и смысловыми оттенками этого прилагательного в русском языке. Интенсивное образование взрослых мы понимаем как ориентированное на хорошо осознаваемые субъектом цели, имеющие для него личностный смысл, как технологию, позволяющую эффективно реализовывать намерения обучающихся посредством особым образом организованной учебно-профессиональной деятельности [1]. Интенсивное образование позволяет максимально вовлекать личностный и психофизиологический ресурсы обучающихся, направлять их для максимально полного использования ресурсов образовательной ситуации - ресурсов времени, содержания, социальных взаимодействий, информации без ущерба здоровью и психологическому благополучию всех субъектов образовательного процесса.

Иначе говоря, не сокращение времени и увеличение информационных нагрузок - главные параметры интенсивного образования, а качественное изменение образовательного процесса, позволяющее в тот же промежуток времени достигать значительно больших и важных образовательных результатов. [4]

Некоторые специалисты рассматривают возникающие проблемы в рамках этого метода, называя их мифами. Они называют "мифами" интенсивного обучения некоторые упрощенные, иногда односторонние, а порой и просто ошибочные представле6ния об интенсивном обучении. Эти расхожие представления, существующие на уровне обыденного сознания, достаточно распространены и часто ассоциируются с самим методом. Видимо, подобные мифы обязаны своим происхождением неглубокому и недостаточно систематическому знакомству с методикой интенсивного обучения. Часто схема рождения "мифа" такова: какая-либо внешняя характеристика процесса интенсивного обучения вырывается из целостного контекста обучения, и именно в ней усматривается сущность метода. [4]

В частности, один из "мифов" гласит, что при интенсивном обучении не обучают грамматике. Проблема состоит в том, что обучение грамматике в интенсиве обладает определенной спецификой. Возможно, существующие "мифы" показывают, что форма интенсивного обучения иностранным языкам не совсем точно отражает сущность метода.

Интенсивное направление в обучении иностранным языкам наиболее полно реализовано в методе Г.А.Китайгородской. Задача педагога здесь главным образом заключена в том, чтоб предложить учебному коллективу такую деятельность, которая смогла бы быть лично значимой для каждого обучаемого, сплачивала бы людей и способствовала активному формированию личности. 
Если педагог способен создать такие условия в своей аудитории, то он может с уверенностью назвать свою деятельность интенсивным обучением иностранныхязыков.[1]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чепель Т.Л. Яковенко Т.Д. Технология интенсивного психолого-педагогического образования: рефлексия авторского опыта.
  2. Интенсивное обучение иностранным языкам. Режим доступа: [http://www.englishtips.org/1150822358-intensivnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam.html]
  3. Ковальчук М.А. "Мифы" интенсивного обучения. Режим доступа: [http://www.kitaygorodskaya.ru/article1.htm]
 
knopka up