Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

 ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА И РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

И.Г.Корнилова

 
Тенденции к глобализации и интеграции в экономико-правовых и идеологических контекстах общества лишь маскируют усиливающийся ценностный кризис, последствия которого в гораздо меньшей степени поддаются исследованию в духовной сфере, нежели в социальной. Эпоха кризисов и переворотов лишает будущее известной предсказуемости, заставляет пересматривать прошлое и в настоящем отказывает человеку в приюте и незыблемости фундамента его бытия. В эту эпоху бездомности мир перестает быть домом, отрицая реализацию жизненной программы, пугая отсутствием отклика и понимания норм, принципов, потребностей отдельного человека [1].
 
Согласно статистике, на фоне растущих экономических показателей особенно удручающе выглядит информация о бедственном положении институтов семьи, брака, здравоохранения и социальной политики. Две трети многодетных семей живут за чертой бедности, а по уровню абортов, детской смертности и количеству брошенных детей – Россия лидирует, далеко опережая современные европейские государства. Помимо усиливающегося отчуждения и даже враждебности окружающего мира, человек переживает социальное  и межличностное одиночество, что зачастую приводит его к хронической неудовлетворенности жизнью и душевным расстройствам.
 
Обретая опыт и историю экзистенциального контакта, человек остается в состоянии глубокой изоляции, субъективно переживаемой им как одиночество. Изоляция представляет собой и сущностную характеристику бытия, и состояние индивидуума, подвергающегося разнообразным рискам, связанным, в первую очередь, с базовыми элементами существования: смертью, любовью, ответственностью, свободой и др.
«Отделенность между индивидуумом и миром» рассматривается как причина и условие формирования у субъекта специфических отношений с ним в виде уединения, добровольной или принудительной изоляции, а также тотального одиночества. [2]  Но именно глубинное понимание экзистенциального одиночества позволяет говорить о преодолении враждебности, рисков, отчуждения через опыт пребывания в изоляции и опыт установления открытых искренних отношений.
 
Кларк Мустакас указывал на то, что принятие одиночества лишь усиливает чувствительность, целостность, человечность. Одиночество – состояние ресурсное и умение переживать собственную изоляцию связывается с умением достигать состояния подлинности и потенциала. Однако, движение бытия и осмысленная человеком непрерывность своей жизни и переживаний, определяют естественный финализм одиночества. Одиночество  также усиливает страх остаться наедине с самим собой, страх принятия ответственности за себя, поэтому субъект готов к бегству [3]. Типично бегство в коллектив, стремление раствориться в нём, чтобы получить иллюзию общности и защиты. Однако существует риск остаться неприкаянным во Вселенной и бездомным – в отсутствии гармонии со своим внутренним и внешним мирами. Возникшие в раннем возрасте блокировки развития становятся внутренними препятствиями при столкновении с реальностью и обусловливают высокий риск выбора наименее благоприятного для самореализации субъекта пути. Так, например, возникает диссонанс между навязываемым обществом «должен», усвоенным без критики и пассивно инкорпорированными в систему ценностей, и собственным «хочу». В условиях быстрых и рискованных переориентаций и реформаций общества такого рода внутренние нерешенные проблемы лишь усиливают чувство одиночества. 
 
 
Тревога, беспомощность и ужас – ответ человека на «вброшенность» в этот мир; стремление принадлежать и проявлять себя, присутствуя в других – попытка установить отношения и смягчить свой страх изоляции. Однако только смягчить, а не избавиться навсегда. Именно отношения являются тем мостиком, который может быть перекинут над опасным, сотрясаемым катаклизмами и кризисами, миром. Даже «самодостаточный» анархист и закоренелый эгоист стремятся к тому, чтобы ощутить причастность и взаимность отношений с другими людьми. 
 
Осознание экзистенциальной изоляции требует большого мужества и сил, что принуждает субъекта к поиску способов избавления от одиночества. Действие защитных механизмов, призванных смягчить страх перед смертью и глобальным одиночеством, приводит к тому, что отношения превращаются в утилитарный процесс достижения желаемого избавления от изоляции. Но быть одиноким  - значит быть достаточно мужественным для того, чтобы рискнуть принять факт своей индивидуальности и полноты ответственности за себя и свою самореализацию. А конфликты и страдания, преодоленные склонности к бегству дают опыт преодоления тревоги изоляции и почву для личностного роста.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. - 180с. - ISBN: 9856479134
2. Матеев Даниел Андреев. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект. дис….канд.филос.наук: 09.00.11. / Матеев Даниел Андреев; [Место защиты: Ин-т философии и права]. - Новосибирск, 2008. - 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/25
3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: АСТ, 1989. - 925с. ISBN: 9785170565733
 
knopka up

 

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


О.В. Данилова

Основным развитием и формированием личности является её «включённость» в человеческие отношения, и первые отношения которые наблюдает ребёнок это отношение семьи, т.е. общение с родителями. Исходным моментом детско-родительских отношений является родительская любовь, забота, поэтому является важным фактором психического развития, эмоционального благополучия, душевного равновесия и здоровья.

Идея возникновения родительской любви относится к XVIII веку – это время, когда родительская любовь начинает рассматриваться как нравственная ценность. Отношение к ребёнку матери и отца имеет свои особенности, материнская любовь характеризуется безусловностью, «приниманием», заботой, смирением, ответственностью, отцовская обусловленностью, обеспечением руководства побуждением к отдаче.

Следовательно, семья является важной ячейкой развития и формирования личности ребёнка поскольку, именно семья, как общество родных и близких людей, составляет ближайшее окружение человека и выступает первоочередной сферой его саморазвития и самоутверждения. В рамках семьи человек получает фундаментальные основы своего мировосприятия, формируется его самосознание, всё это происходит под воздействием сознательных усилий родителей, проявляющихся в виде объяснения ребёнку, каким ему следует быть, а каким не следует, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, а какие нет, как следует оценивать себя и других, как вести себя в обществе и т.п.

В то же время практически полное отсутствие у современных родителей элементарных знаний по педагогике, психологии и философии, которые так необходимы для осуществления содержательной и целенаправленной воспитательной деятельности, существенно затрудняет формирование, целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление которой и выступает главной целью воспитания.

Кроме того, современные родители, как правило, слишком заняты насущными проблемами бытия, будь то материальные благополучия семьи или собственный карьерный рост, не имея при этом возможности или желания вникать в философские проблемы смысла жизни и вопросы родительства. А без соответствующей философской культуры родителей, их умения ответить на разнообразные и усложняющие раз от раза вопросы, которые задаёт ребёнок в процессе развития, роста и познания окружающего мира происходит утрачивание детского интереса, стремления к знаниям и открытиям нового.

Поэтому остаётся важным тот факт, что семья, в частности родительская любовь, прочно связана с ориентациями культуры, родительство имеет культурные детерминанты. Немаловажное значение имеют характеристики исходной семьи родителей: стиль общения с ребёнком во многом задаётся семейными традициями, происходит репродукция стиля отношений в прародительской семье. Также на отношение родителя к ребёнку оказывают влияние супружеские отношения родителей и их индивидуальные особенности. В частности, большое значение имеет эмоциональная зрелость, особенности характера, становление мужской и женской роли, самооценка.

Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные – старшие и младшие члены семьи, половые – мужчины и женщины, а подчас и профессиональные «подсистемы», что позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.

Следовательно, осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением является важным фактом становления полноценной сформированной личности. Ученые отмечают особую роль семьи в данном процессе и называют это формированием психологического пола. Наблюдая за поведением родителей, их взаимоотношениями, трудовым сотрудничеством, ребёнок строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок МВД России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях, нелицеприятных разделах имущества, о том, почему дети убегают от своих родителей и не хотят возвращаться в родной дом из приюта.

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.

Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются со множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и приходят на помощь социальные службы.

Укрепление семьи - острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан.

 
knopka up