Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Повышение квалификации

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Психологическая помощь подросткам и их родителям. Экзистенциальный подход.

120 часов.

Программа «Психологическая помощь подросткам и их родителям. Экзистенциальный подход» направлена на повышение профессиональной компетентности слушателей в области психологического сопровождения и психологического консультирования подростков и их родителей. В настоящее время возрастает проблема эмоционального неблагополучия, снижение уровня психологического здоровья подростков. Возрастают риски зависимого и суицидального поведения подростков. В психологической помощи нуждаются как сами подростки, так и их родители, которые могут активно способствовать оптимизации психологического и социального здоровья детей.

Цель реализации программы состоит в совершенствовании профессиональных компетенций в области оказания психологической помощи подросткам и их родителям.

Планируемые результаты обучения:

В результате освоения программы повышения квалификации слушатель должен приобрести следующие профессиональные компетенции:

  1. Знать и соблюдать нормативно-правовые аспекты психологической деятельности в сфере оказания консультативной психологической помощи;
  2. Освоить на практике принципы социотерапии подростков.
  3. Совершенствовать навыки индивидуального консультирования и ведения групп  подростков
  4. Развивать навыки проведения детско-родительских и семейных консультаций; родительских и детско-родительских групп.

Категория слушателей: Психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, имеющие/получающие среднее профессиональное или высшее образование.

Входные требования к обучающимся. Владение общепсихологическими знаниями.

Трудоемкость обучения: Нормативная трудоемкость обучения по данной программе составляет 120 академических часов, включая самостоятельную работу слушателей.

Форма обучения: Очная, с отрывом от производства или очно-заочная без отрыва от производства.

Преподаватели:

Татьяна Николаевна Карпунькина

Содержание:

Модуль I. «Экзистенциальные основания психологической помощи подросткам» 

Раздел 1. 1. Смыслы развития и основания психологической помощи подростку. 

Тема 1.1.1 Экзистенциальный взгляд на развитие и становление подростка. 

Нормы развития: границы индивидуальности и патологии. Подростковый кризис – границы вмешательства и способы понимания. Цели и смыслы психологической помощи подросткам, переживающим экзистенциальную фрустрацию.

Тема 1.1.2. Этические принципы психологической помощи. Позиция экзистенциального психолога. 

Этический кодекс. Позиция психолога в процессе консультирования подростка: экзистенциальный взгляд. Основные допущения. Профессиональные навыки. Индивидуальный стиль психолога. Перенос и контрперенос. Самораскрытие психолога в процессе оказания психологической помощи.

Тема 1.1.3. Группа экзистенциального опыта «Взросление» 

Психологические потребности в принятии, дистанции, совместности, компетенции, автономии. Распознавание таких состояний как кризис, фрустрация, стресс. Экзистенциальные вопросы подростничества. Своевременность. Современность. Свобода и ответственность. Смысл и бессмысленность. Экзистенциальная изоляция. Конечность жизни. Понятие экзистенциальной вины. Уточнения границ свободы, ответственности и творчества индивидуальной жизни в мире и обществе

Тема 1.1.4. Основные принципы и задачи психологической помощи подростку. 

Безопасность и конфиденциальность. Установление контакта. Виды встреч (диагностическая встреча, развивающие занятия, коррекция детско-родительского контакта). Формы обратной связи. Сотрудничество с родителями. Динамика изменений во внутреннем мире подростка. Структура и фазы процесса консультирования.

Раздел 1.2. Особенности оказания психологической помощи подросткам. Индивидуальные и групповые консультации. 

Тема 1.2.1 Образ жизни. 

Личное и социальное. Авторство и конформизм. Формальные и неформальные объединения. Стиль и образ жизни.

Тема 1.2.2. Подростковый кризис, как потребность в подлинности. Процессы идентификации и аутентификации. 

Феноменология подросткового кризиса. Границы нормы и патологии.Дефицит эмпатии, воли и инициативы. Уровни организации активности: Мотивация. Идентификация. Аутентификация.

Тема 1.2.3. Сотрудничество с родителями.

Участие родителей в терапии подростков. Психопрофилактика и контроль рисков.

Раздел 1.3. Формы взаимодействия с родителями и педагогами.

Тема 1.3.1. Психологические практики для родителей и педагогов. 

Доверие и контроль. Наказание и контроль. Манипуляции и сотрудничество.

Тема 1.3.2. Детско-родительские консультации и группы. 

Работа с родительским запросом. Особенности ведения детско-родительских консультаций и групп.

Модуль II. «Специальные проблемы психологического консультирования подростков»  

Раздел 2.1. Раздел 2.1.Подростковая патопсихология. Психологическая помощь подростку и его семье.  

Тема 2.1.1. Подростковая патопсихология: предмет, задачи, основные принципы патопсихологического изучения ребенка .

Понимание задач, принципов патопсихологии и психопатологии. Обозначение маркеров психического здоровья и особенного психического развития ребенка. Определение компетенций психолога, педагога, врача.

Тема 2.1.2. Патопсихологические синдромы .

Понимание структуры патопсихологического синдрома. Первичные и вторичные нарушения. Шизофренический патопсихологический синдром. Олигофренический патопсихологический синдром. Органический патопсихологический синдром. Психопатический патопсихологический синдром. Патопсихологический синдром психогенной дезорганизации психических функций.

Тема 2.1.3. Патопсихологическое исследование. Патопсихологический эксперимент. Патопсихологическое заключение.

Структура патопсихологического исследования. Особенности патопсихологического эксперимента с детьми дошкольного возраста. Позиция экспериментатора при проведении патопсихологического эксперимента. Особенности написания патопсихологического заключения.

Тема 2.1.3. Патопсихологические нарушения, возникающие в подростковом возрасте .

Оппозиционно-демонстративное поведение. Расстройства настроения. Коммуникативные нарушения. Расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия). Аддиктивное поведение. Определение компетенций врача, педагога, психолога, родителя.

Тема 2.1.4. Психологическая помощь школьникам с патопсихологическими синдромами .

Индивидуальная, групповая терапия. Зоны актуального и ближайшего развития. Особенности психологической помощи детям с патопсихологическими синдромами.

Тема 2.1.5. Психологическая помощь семье, воспитывающей подростка с патопсихологическими особенностями .

Индивидуальная, групповая терапия. Группы самопомощи. Работа с ближайшим окружением. Принятие ребенка с особенностями развития.

 Раздел 2.2. Психосоматические заболевания и психологическая помощь.

 Тема 2.2.1. Психосоматические расстройства в подростковом возрасте. 

Понятие о психосоматическом расстройстве, факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний. Виды психосоматических заболеваний. 

Тема 2.2.2. Тревожность и стресс. 

Понятие стресса. Причины. Симптомы. Стадии развития стресса: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения.

Социальные и личностные причины тревожности.

Тема 2.2.3. Вытесненная агрессия и аутоагрессия. 

Запрет на выражение эмоций и чувств. Телесные индикаторы.

Тема 2.2.4. Терапия психосоматических заболеваний. 

Антисрессовые упражнения. Техники и методики помощи.

Раздел 2.3. Суицидальное поведение подростков, его профилактика и коррекция. 

Тема 2.3.1. Сущностные характеристики суицидального поведения подростков.

Уровень депрессии, уровень безнадежности, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, признаки патохарактерологического развития, психотравмирующие обстоятельства (ситуация).

Тема 2.3.2. Возрастные особенности суицидального поведения подростков. 

Вербальные, поведенческие, ситуационные признаки суицидального поведения подростков.

Тема 2.3.3. Факторы и ситуации суицидального риска подростков.

В рамках темы рассматриваются модели суицидального поведения подростков, потенциальные и актуальные факторы риска. Классификация проблемных ситуаций.

 Тема 2.3.4. Маркеры риска суицидального поведения у несовершеннолетних. 

В рамках темы рассматриваются диагностические маркеры риска суицидального поведения несовершеннолетних. Алгоритм психодиагностических процедур. Психодиагностический инструментарий. Психодиагностическое заключение. Личностный смысл.

 Тема 2.3.5. Способы профилактики и коррекции. 

Уровни и виды профилактики. Организация взаимодействия разных специалистов между собой и с родителями. Основные направления действий в рамках образовательных учреждений, реабилитационных центров, и т.п.

Раздел 2.4. Зависимое поведение подростков, его профилактика и коррекция.  

Тема 2.4.1. Виды зависимостей. Маркеры склонности к зависимости.

Зависимость от психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение). Зависимость от приема пищи  (анорексия, булимия). Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), воровству, поджогам,   бродяжничеству и пр. Компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость). Зависимости от людей, предметов и событий, зависимость от деструктивных культов. Суицидальное поведение.

Тема 2.4.2. Проблема психологического «умирания». 

Функции зависимого поведения. Потеря контроля. Бегство от реальности.

Тема 2.4.3. Особенности оказания психологической поддержки. 

Цикличность. Ремиссия. Возврат.

Тема 2.4.4. Переживания родных и их роль в терапии. 

Аддиктивные установки. Динамика и типы взаимоотношений в семьях зависимого подростка. Созависимость.

Раздел 2.5. Консультирование при переживании утраты

 Тема 2.5.1. Стадии переживания горя. 

Стадия шока и отрицания. Стадия гнева и обиды. Стадия вины и навязчивостей. Стадия страдания и депрессии. Стадия принятия и воспроизводства смыслов. Особенности прохождения стадий в подростковом возрасте.

Тема 2.5.2. Переживание потери при разводе родителей. 

Взаимоотношения «родитель – ребенок» в ситуации распада семьи. Особенности адаптации подростка после развода в социальной среде. Преодоление психологических переживаний подростка после распада семьи.

Тема 2.5.3. Ресурсы преодоления экзистенциальной фрустрации и воспроизводства смыслов. 

Воспроизводство смыслов. Жизнестойкость.

Модуль III. «Организация социотерапевтических пространств» 

Раздел 3.1. Социотерапевтическое пространство. 

Тема 3.1.1. Бытие и жизнь. Формы присутствия. Основные принципы и задачи социотерапевтического пространства. 

Принцип аутентификации (проверки на достоверность) бытия присутствием.

 Тема 3.1.2. Экзистенциальная позиция социотерапевта. 

Условия, этика и ограничения организации социотерапевтического сообщества. Позиция социотерапевта.

 Тема 3.1.3. Социотерапевтический процесс. 

Динамика отношений в рамках социотерапевического пространства.

 Тема 3.1.4. Приёмы и методики. 

Репертуар способов и методов аутентификации человеческой экзистенции.

 Раздел 3.2. Структура и формы работы. 

Тема 3.2.1. Пространство и время. 

Интенсивность. Направленность. Продолжительность. Своевременность. Современность. Личное. Социальное. Культурное.

 Тема 3.2.2. Язык. Речь. Диалог.

Точность, подлинность языка. Понятие метафоры. Образность речи. Аутентификация диалога степенью присутствия.

Тема 3.2.3. Формы и виды совместной деятельности. 

Общение. Деловое общение. Творческая деятельность. Проектная деятельность. Досуг.

Раздел 3.3. Групповая и индивидуальная динамика в рамках социотерапевтического пространства. 

Тема 3.3.1. Социотерапевтические программы. 

Цели. Задачи. Риски. Возможности. Структура.

Тема 3.3.2. Динамика терапевтического и творческого процессов.

Душевный отклик. Отчуждение и Совместность.

Экзистенциальная ситуация: испытание жизни.

Экзистенциальные данности.  Свобода внутри ограничений.

Тема 3.3.3. Условия эффективности терапевтического процесса. 

Вопросы идентичности и аутентичности.  Вопросы мастерства и саморазвития терапевта. 

Раздел 3.4. Практика социотерапевической помощи подросткам. 

Тема 3.4.1. Смысл и сущность терапии совместной жизнью.

Введение в терапию интенсивной совместной жизнью: основания и суть. Смыслы творческого присутствия и творческой активности подростка в мире. Обязательства и возможности участников.

Тема 3.4.2. Психологическая и терапевтическая ценность спонтанного интуитивного присутствия через индивидуальную свободу подростка. 

Свобода и ограничения в индивидуальном творчестве. Внешняя и внутренняя оценка. Поиск опоры.

Тема 3.4.3. Практика социотерапевтической работы.

Уточнения границ свободы, ответственности и творчества индивидуальной жизни в мире и обществе. Компенсации дефицита взрослости, высокой степени неопределенности, помогающих формированию аутентичной самоидентичности подростков и ответственного образа жизни.

 

При успешном освоении программы слушателю выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

 

Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год :

Год  Начало занятий   Окончание занятий
2017  17 октября 2017 29 октября 2017

 

Стоимость  : 12000 руб.  

 

Порядок зачисления в группу (скачать document doc )

Заявление-анкета document doc

knopka up
Joomla SEF URLs by Artio