Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ВОЛЯ К СВОБОДЕ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Карпунькина В.К.

Любой, кто имел дело с подростком, встречался с ситуацией, когда подросток говорит «Хочу», но не делает ничего, чтобы это «Хочу» воплотить в жизнь. Несколько попыток предпринимается, а потом все действия в будущем времени. «Я хочу иметь хорошие оценки, это точно надо мне», - говорит подросток, но подходит конец четверти, и оценки оказываются ещё хуже, чем в предыдущей.

Проблема воли не нова, но в современном мире обрела особую актуальность.

Особенно хорошо эту проблему выразил психоаналитик Аллан Уилис. Он пишет:

"Среди искушенных употребление выражения "сила воли" стало, наверное, самым недвусмысленным ярлыком наивности. Стало немодным пытаться, посредством своих собственных усилий, без посторонней помощи, вырваться из состояния невротического страдания; ибо чем сильнее воля, тем больше ей грозит ярлык "противофобийного приема". Бессознательное стало наследником престижа воли. Как прежде судьба человека определялась его волей, так теперь она определяется подавляемой психической жизнью. Современные умники подпирают своими спинами кушетки, и вследствие этого, вряд ли способны, засучив рукава, взяться за работу.» [1]

В.Фанкл, Р.Мэй вслед за психоаналитиками отмечают кризис воли, захвативший человечество. Сила воли с их точки зрения – противоположность наивности. Самостоятельное противостояние невротическому страданию, проявление собственной воли стали ненужными атрибутами современности. «Как обесценилась воля, так обесценилось и мужество; ибо мужество может существовать, только служа воле, и едва ли может цениться выше, чем то, чему оно служит. В нашем понимании человеческой сущности мы обрели детерминизм и потеряли решительность» - пишет Ролло Мэй [1].

В ноябре 2011 года, когда мы начали в подростковой группе обсуждать тему предстоящей в январе интенсивной сессии, мы опирались на опыт свободы, полученной ребятами на первой сессии. Их свобода проявилась через личную активность, инициативу, неравнодушие друг к другу и к делу. По возвращению, ребята столкнулись с тем, что ещё недели две жили активно и дома, но потом стремление свободы стало затухать, и жизнь снова стала рутинной и «чужой», состоящей из обязанностей и побегу от них. Видимо поэтому название второй сессии они определили как «Воля к свободе». Именно эта проблема стала центральной для всех нас, участвующих в январской сессии.

Наиболее позитивное определение свободы можно найти у С.Кьеркегора [2], который понимал свободу прежде всего как возможность (англ. рossibility). Это понятие происходит от латинского слова «posse» (мочь), который также составляет корень другого важного в этом контексте слова – «сила, мощь». Значит, если человек свободный, он является могучим и могущим, т.е. обладающим силой. Как пишет Р.Мэй [3], когда говорим о возможности в связи со свободой, прежде всего имеем в виду возможность хотеть, выбирать и действовать.

Свобода включает в себя два компонента:

  • Ответственность, как авторство жизни (своего «Я», своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, страданий или счастья)
  • Волю, как ответственную движущую силу к решению и выбору.
  • На интенсивной сессии мы спросили ребят, что такое, в их понимании, воля к свободе.

Понимание подростками воли к свободе разделилось на три смысловые группы:

  • Воля к свободе как независимость. Это определение свойственно большей части группы, 6 из 10 человек что обусловлено, с нашей точки зрения, переходным возрастом участников. Потребность в независимости – неотъемлемое условие взросления. Смысловая динамика этой группы находилась в пределах дихотомической связки «хочу – могу»
  • Воля к свободе как доверие к миру. Доверие, проявляющееся через ценность отношений, решительность и настойчивость в достижении глубокого и близкого общения. Смысловая динамика этой группы находилась в пределах дихотомической связки «чужое - моё». Участники этой группы наиболее ярко проявляли волю к свободе в ходе работы.
  • Воля к свободе как характеристика ответственности за свою жизнь. Такое определение дали участники, чье главное стремление – стремление выжить, обрести силу жить вопреки трудной жизненной ситуации. Смысловая динамика этой группы находилась в пределах дихотомической связки «иллюзия – данность».
  • Волевое движение к свободе в противовес наивному детскому ожиданию «волшебного» исполнения желаний требует усилий. Какого именно рода сила помогает проявиться волевому импульсу – это именно тот вопрос, на который мы стремились найти ответ совместно с ребятами.

По нашей гипотезе, воля к свободе имеет три важных аспекта:

  1. Принятие собственного решения (духовный акт), а не слепое подчинение чему-либо;
  2. Направленность на ценность (пусть даже и субъективную);
  3. Преодоление дистанции между решением и действием.

Т.е., воля к свободе – это осознанное движение к ценности, цели, к смыслу, к преломлению смысла в конкретных действиях. Следовательно, возникновение волевого импульса невозможно без ответственного стремления к воплощению смысла.

Франкл говорит о том, важен скорее не смысл жизни вообще, а специфический смысл жизни личности в конкретный момент [4]. У каждого человека собственное призвание в жизни, каждый должен иметь задачу, которая требует разрешения. В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, скорее он сам – тот, кого спрашивают. Живущему в мире человеку сама жизнь задает вопросы, и он сможет дать ей ответ только в том случае, если берет на себя ответственность за каждый свой шаг в жизни.
Но найти смысл – это еще только полдела, необходимо еще его осуществить. Человек несет ответственность за осуществление своих смыслов. На практике же проявление человеческой ответственности выражается в следовании конкретным ценностям.

А следование ценностям, возвращаясь к теме воли, невозможно без волевого усилия.

Очевидно, без помощи воли нет и не может быть осмысленной жизни. Ведь если хочу, но не делаю – значит, не ценно, не важно, не нужно. А значит, бессмысленно.

Каждая конкретная ценность находит свое выражение в решении уникальных ежедневных задач. В каждой конкретной ситуации существует лишь один правильный выбор, соотносимый с конкретной ценностью.


Существует такая классификация ценностей:

  1. То, что мы даем жизни. Это ценности творчества, которые "реализуются в продуктивных творческих действиях", причём насколько это действия малы или велики в человеческих глазах не имеет принципиального значения.
  2. То, что мы берем от мира. Это так называемые ценности переживания:
  3. "чувствительность к явлениям окружающего мира - например, благоговение перед красотой природы или произведений искусства".
  4. Позиции, которые мы занимаем по отношению к конкретным событиям или ценности отношения. Здесь речь идет в основном о реакции человека на ограничение его возможностей, "отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю[5].

В концепции Франкла ведущая роль принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. [5].
Смысл труда заключается не столько в том, что делает человек согласно своих должностных обязанностей, сколько в том, в чем он их превосходит, реализуя тем самым свое личностное начало. В ценностях переживания ведущую роль занимает любовь, как взаимоотношение на уровне ноологического, духовного измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. К ценностям отношения человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в силах изменить. При любых обстоятельствах человек способен занять определенную осмысленную позицию по отношению к своему страданию, тем самым, придав ему глубокий жизненный смысл. "Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого последнего его вздоха" [6]. И, хотя, вследствие ограничения возможностей, существование индивида может показаться скудным, но в действительности то, как он несёт свой крест, мужество, проявляемое в страданиях, достоинство перед лицом обречённости определяют его меру состоятельности как человека.[7]

Итак, мы выяснили, что важен не смысл жизни вообще, а специфический смысл жизни личности в конкретный момент. Человек несет ответственность за осуществление своих смыслов. На практике же проявление человеческой ответственности выражается в следовании конкретным ценностям.

В концепции Франкла ведущая роль принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Труд предполагает волевое усилие для осуществления своего личного смысла. Деятельность превращается в дело.

Воля к свободе – малоизученная связка. Воля - ответственная движущая сила к решению и выбору. Она является необходимой составляющей понятия свобода, на ряду с ответственностью. Реализация свободы невозможна без волевого усилия, без воплощения смысла в конкретном решении и действии.

В ходе интенсивной сессии ребята столкнулись с неизбежностью осмысления экзистенциальных данностей, (таких как смерть, свобода, изоляция и бессмысленность) что в той или иной степени изменило картину мира ребят, заставило переосмыслить и переоценить свою жизнь, по-другому взглянуть на себя и окружающих.

Переход от разрозненности к заботе и доверительным отношениям, от формального соблюдения правил к осознанным межличностным границам, от наивных желаний к осмысленным действиям и ценностям – всё это характеризует динамику группы в ходе реализации программы.

Практически вся работа была осмыслена ребятами как открывающая пути к воле, свободе, ответственности, честности, пониманию себя и других. Что говорят сами подростки:

- Моя воля проявилась так, как я не ожидала. Обычно воли как таковой я у себя не обнаруживаю, но здесь она проявилась и раскрылась как нечто новое для меня. Свобода проявилась большим и трудным для меня словом ответственность. Это можно назвать моей победой: я узнала, что у меня есть воля, есть свобода не только мыслей и принятия решений, ситуаций, но и свобода чувств и их выражения. Воля к свободе. Она была и остаётся во мне, я чувствую, что род этой воли будет расти и развиваться, я буду делать ради этого то, что потребуется.

Ещё раз пересмотрев свои ценности и цели жизни, я поняла, что они не изменились – только стали более конкретными и более приблизились к миру.

- Я чувствовал, что могу быть открытым и ничего не бояться, знал, что вокруг друзья.

- Моя воля к свободе проявлялась здесь тем, что у меня здесь было право выбора. Я высказывала своё мнение. Меня выслушивали. Мои победы заключались в том, что я себя преодолевала. Я доверилась в кругу. У меня многое получилось. Мой проигрыш я не научилась до сих пор расслабляться, справляться с какими-либо проблемами. Не смогла преодолеть свою гордость. Со своей проблемой я справилась только наполовину! Ещё моя победа в том, что я нашла общий язык с трудным для меня человеком. Поняла, что нужно сначала узнать человека изнутри, пообщаться с ним, а потом судить его. Когда открываешь своё сердце другим, становится легче жить.

- «Я воспитала свою силу воли.

Я научилась понимать и принимать людей такими, какие они есть

- Здесь, как и в жизни, у меня была свобода выбора. То есть, если я устала или не могла выдержать напряжения в кругу, я могла спокойно уйти. В столовую нас не заставляли ходить строем, а отбои были тогда, когда действительно хотелось спать. Ужин был по расписанию, хотя я часто ныла, что хочу есть, я никогда отчего-то долго не терпела. Это время тоже проходило быстро.

Достижения – то, что внутри меня. Я научилась смотреть на мир открыто. Время, проведённое здесь очень дорого для меня. Не помню, чтобы меня томило желание уехать отсюда – помимо боли это место, где много любви. А эта боль внутри меня.»

- «Моя воля к свободе проявилась здесь, я думаю, в плане отношений.

Поначалу было трудно доверять, потому что я чувствовала дистанцию. В какое-то время замкнулась в себе, потому что боялась, что меня не поймут и будут смеяться. Всё же, когда я рассказала свою тревогу и опасения, мне стало намного легче.

Я поняла, что не стоит держать свои чувства при себе. Я имею в виду любовь… Важно любить, пока мы здесь, пока мы живы и можем любить, дарить тепло, радость, счастье.»

- «Здесь всегда была свобода слова, мне это очень помогало в некоторых случаях, здесь не было надзирателей, и я почувствовала себя свободной, мне здесь было лучше, чем дома, или в школе, потому что я была по-настоящему свободна. Я думаю, что у меня получилось быть свободной, потому что это было важно для меня, и вы в это помогли. Я нашла новых друзей, и это была моя воля. Мы были свободны, потому что вы не заставляли нас спать. Мы не ходили, как по струнке, здесь я чувствовала, что я была просто с друзьями.

Вы мне очень помогли в проблемах, которые, я думала, исправить невозможно, но я преодолела себя, и у меня получилось. Вы научили меня по-настоящему любить, и дали понять, что означает дружить. Научили терпеть и всматриваться в человека, не делая поспешных выводов. Я поняла, что никто не будет меня любить так, как мама, что для меня никогда не будет человека ближе, чем родная мама, Вы меня научили жить.»

- «Поначалу мне было очень трудно, потому что было очень много раздражений, но я справлялась, преодолев себя.»

- «За три дня выезда воля к свободе появилась у меня два раза, то есть в эти два момента я хотел уехать домой, но если под фразой воля к свободе подразумевать желание стать взрослее, самостоятельнее и ответственнее, то вот это у меня не очень хотелось. Видимо, я знаю, что такое взрослая жизнь, и я знаю точно, что сейчас надо наслаждаться именно более простой детской жизнью, а взрослая она ещё успеет настать».

Главное условие, которого мы стремились достичь в ходе реализации социотерапевтической программы «Тренинг-клуб «Важная встреча»

– предоставить участникам возможность не противостоять ситуации, а присутствовать в ней. Ситуация при этом рассматривается как система сбалансированности многих напряжений. Было построено и поддерживалось социотерапевтическое пространство, структурно состоявшее из коррекционно-образовательных мероприятий с большим количеством психологической информации и психологического опыта. Подросткам предлагалось занять свою позицию в рамках созданной социальной структуры. По сути дела, социотерапевтическое пространство представляло собой альтернативный социальный институт, в котором особое внимание уделялось намерениям, смыслам и инициативам подростка.

Время заполнялось социотерапевтическими практиками, направленными на экспликацию структур осознания экзистенциальных оснований и экзистенциальных границ.

Мы планируем в дальнейшем более детально исследовать материалы, полученные в ходе программы, выявить динамику от бессмысленности к воплощению смыслов.

Литература:

  1.  Мэй Р. Мужество творить – ИОИ, 1981. – 160с
  2. С.Кьеркегор Страх и трепет. — М., 1993
  3. Мэй Р. Любовь и воля - К.: PSYLIB, 2005
  4. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 368с
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборн.: Пер. с англ., нем. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
  6. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия - СПб: Речь, 2000. – 280с.
  7. Франкл В.Э. Психотерапия на практике - Спб: Речь, 2000. - 256с
 
knopka up