Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Щеголенкова Е.С.

За любой деятельностной, поведенческой составляющей всегда стоит структура ценностей и смыслов, которая играет определяющую роль в целесообразности и эффективности совершаемых действий. Ценностно-смысловая сфера личности представляет собой сложное образование, основу которого составляют ценностные ориентации и система личностных смыслов [9]. Структура ценностей и смыслов носит определяющий характер во всей жизнедеятельности человека, предопределяя его поведении, деятельность и общую направленность.

Как отмечают исследователи (Б.Г. Ананьев, В. Франкл, Д.А. Леонтьев и др.) ценностно-смысловая сфера личности детерминирует позицию человека, его установки, личностную и профессиональную направленность. Личностные ценности являются источником мотивации, детерминируя направленность человека в деятельности и поведении [4]. Осознание ценностей и смыслов делает возможным для человека понимание причин и значений происходящих событий, объективных обстоятельств, собственных действий и поведения окружающих людей. Кроме того, структура ценностей и смыслов личности предопределяет направленность человека в личностном, межличностном и профессиональном планах.

В настоящее время в связи с социально-экономическим прогрессом активно происходит процесс осмысления роли образования в жизни человека и общества (в последнее время идут непрерывные процессы модернизации дошкольного, среднего и высшего профессионального образования). Однако важнее внешних реформ, с нашей точки зрения, те внутренние вопросы, которые человек начинает задавать самому себе, т.к. по сути, с этого и начинается ОБРАЗОВАНИЕ (т.е. построение образа себя).

Анализ внутренней структуры процесса образования человека, позволяет выделить в качестве безусловной и важнейшей ценности процессы целеполагания и осмысления образовательного пути. Так в новых федеральных государственных стандартах начального общего образования в качестве планируемых личностных результатов освоения программы заявлены процессы самоопределения (готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе и др.) исмыслообразования (мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности и др.).

Однако в процессе повышения квалификации (образование взрослых) ценностно-смысловое самоопределение человека до сих пор является лишь факультативным, нежели обязательным элементом. Возможно данная ситуация провоцирует такое определение повышения квалификации как «одни делают вид, что учат; другие, что учатся» (Жильцов).

Имея большой опыт в области повышения квалификации учителей, можно с уверенностью говорить о том, что образование для большинства учителей не является безусловной личностной ценностью и учитель, к сожалению, не приходит на курсы повышения квалификации из сугубо личностных устремлений. К сожалению, последипломное образование зачастую не становится ни просто значимым, ни необходимым для существования в современном обществе.

Система повышения квалификации является неотъемлемой частью более общей системы непрерывного образования педагогов. Необходимость непрерывного образования для педагогов обусловлена, по мнению исследователей, нарастающим динамизмом в образовательной ситуации. Как отмечает В.Г. Онушкин, сверхзадачей непрерывного образования является активизация процесса развития личности. Как отмечает С. Вершловский, образование взрослых должно реализовывать две важнейшие функции, содействующие социализации взрослых – профессиональной и личностной [1].   Профессиональное развитие призвано развивать новые профессиональные компетенции, личностное развитие – приобщать к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.

Это становится возможным, если в процессе повышения квалификации осуществляется целенаправленная работа с ценностно-смысловой сферой слушателей: а именно – слушателям предоставляется возможность осмыслить те многообразные изменения, трудности, с которыми приходится сталкиваться в собственной профессиональной деятельности; актуализировать мотивы личностного и профессионального самосовершенствования, осуществлять поиск новых смыслов в собственной профессиональной деятельности (2). Т.е. образование взрослых должно строиться несколько по иному принципу, так как писал Н.А.Рубакин: «заниматься не по наукам, а по вопросам». В более широком контексте можно утверждать, что образование взрослых должно предоставлять возможность самостоятельного осмысления человеком мира и себя в нем [1].

Подготовка, полученная учителем в педагогическом вузе, является основой в его профессиональной деятельности, однако ее не хватает длявсей профессиональной жизни. Багаж знаний учителя «стареет», и в его работе возникают новые запросы, на которые необходимо реагировать.Обязанность учителя сегодня – уметь профессионально подходить и критически анализировать изменившиеся требования к образованию, что включает в себя и готовность, если необходимо, противостоять их социальному давлению, а также умение трезво оценить любые нововведения в образовании.

Анализ современной литературы позволяет определить современные сложности системы повышения квалификации [7]:

-        основной сложностью в системе повышения квалификации является то, приходится обучать взрослых людей, у которых уже сложилась своя система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, своя мотивация, свой социальный контекст;

-        слушатели повышения квалификации анализируют поступающую в ходе обучения информацию, сопоставляют ее с собственным опытом, и иногда необходима серьезная аргументация, чтобы убедить их в необходимости изменения содержания и технологии педагогической деятельности;

-        еще одну сложность представляет собой разнородность, разновозрастность слушателей повышения квалификации, а также значительные отличия в личностных компонентах, сложившихся стиля и стратегиях учения самих педагогов.

Кроме того, андрагогические исследования [6] акцентируют внимание на следующих возможных и не совсем «конструктивных» характеристиках взрослых людей в процессе обучения: сопротивление процессу обучения; высокая критичность, закрытость (защита «Я»), страх неудачи, сложности в установлении и поддержании межличностных отношений; наличие стереотипов и предпочтений относительно стилей и методов обучения; наличие конкурирующих интересов (социальных, временных, финансовых) и др.

МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» призван готовить педагогов к выполнению профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, повышать уровень их теоретических знаний, совершенствовать практические навыки и умения, обеспечивать активное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательного процесса.

Однако длительность обучения на курсах повышения квалификации составляет не 5 лет, как педагогическом ВУЗе, а всего 72-144 часа. И для того, чтобы получить эффективный образовательный эффект, педагог должен уже к началу обучения обладать ценностями саморазвития, креативностью, иметь четкие цели в профессиональной деятельности (в том числе и цели обучения и развития), осмысленно относиться к процессу обучения и выполнению своих профессиональных функций. Это возможно, если работа педагога является для него самого привлекательной и вызывает живой интерес; если педагог нацелен на результативность обучения и понимает важность перспектив, связанных с успешным обучением. В противном случае, слушатель будет просто не готов усвоить и применить на практике те знания и умения, которые ему предлагаются в процессе повышения квалификации.

Анализ современной психолого-педагогической литературы, позволил нам выделить особенности ценностно-смысловой сферы слушателя, обеспечивающих успешность реализации знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе повышения квалификации [2]:

-        осознание себя в качестве самостоятельной личности (субъектная позиция);

-        осознание жизненного и профессионального опыта, который становится источником образования его самого, а затем и его учеников;

-        наличие образовательных запросов и потребностей;

-        желание обучаться и развиваться в процессе повышения квалификации;

-        желание приобрести новый опыт, новые знания; стремление решить с помощью обучения свои профессиональные проблемы и достичь поставленной цели;

-        готовность к безотлагательной реализации полученных знаний и умений на практике;

-        потребность достижения, профессионального роста; инициативность;

-        умение рефлексивно относиться к обучающей деятельности;

-        стремление и способность к осознанному самообразованию.

Для выявления реальных особенностей ценностно-смысловой сферы слушателей повышения квалификации нами было осуществлено эмпирическое исследование (2009-20011 г.г.); использовались следующие методики: «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В.Карпушина); «Тест смысложизненных ориентаций» (Дж. Крамбо и Л. Махолика), «Ценностные ориентации» М. Рокича; анкета, направленная на изучение отношения слушателей к процессу повышения квалификации. В качестве испытуемых выступали группы педагогов-предметников и группа педагогов-психологов.

Исследование жизненных ценностейслушателей повышения квалификации: превалирующей жизненной ценностью оказалась ценность «высокое материальное положение», 60% исследуемых. Высокий уровень выраженности этой ценности предполагает не только стремление человека к более высокому уровню материального благосостояния, но и убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, основанием для развития чувства собственной значимости и высокой самооценки. В иерархии мотивов профессиональной педагогической деятельности «материальный мотив» вряд ли может считаться ведущим, т.к. это противоречит гуманистической сущности самой профессии.

Ценность «саморазвитие» у слушателей повышения квалификации развита на среднем уровне. Это является не вполне благоприятным фактом, т.к. только постоянно развиваясь и получая новый опыт, педагог способен продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность. Высокий уровень ценности саморазвития (26% опрошенных) предполагает желание получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностей и других характеристиках своей личности, стремление к самосовершенствованию. Этой группе людей свойственно считать, что потенциальные возможности человека почти неограниченны, а задачей каждого является наиболее полная их реализация. Высокие показатели развития данной ценности также говорят о серьезном отношении к своим обязанностям, компетентности в делах, а кроме того – о снисходительности к недостаткам других людей и высокой требовательность к себе. Однако у 74% слушателей ПК ценность «саморазвитие» развита только на среднем уровне, это может говорить о том, что педагог вполне удовлетворен привычными «стандартными» профессиональными действиями, и не вполне стремится к полной самореализации в профессии.

Также на среднем и низком уровнях развиты такие ценности как «креативность», «собственный престиж» и «достижение», «сохранение собственной индивидуальности». Необходимо отметить, что это входит в противоречие с современными требованиями к педагогу как к творческому, продуктивному специалисту. Стремящемуся к достижению профессиональных вершин. Это противоречие возможно разрешить в процессе повышения квалификации, если он будет ориентирован на актуализацию данных ценностей. 

Кроме этого, исследовалась и общая ценностная направленность слушателей повышения квалификации. Отмечено преобладание прагматических ценностей, несмотря на то, что педагогу, как представителю гуманитарной сферы, должна быть более свойственна гуманистическая направленность.

Предпочитаемые слушателями повышения квалификации сферы реализации значимых ценностей также нуждаются в подробном рассмотрении: самой значимой социальной сферой для слушателей повышения квалификации является «сфера семейной жизни», остальные –«сфера профессиональной деятельности» и «сфера образования»«общественно-активная жизнь», не являются достаточно значимыми, что может привести к недостаточной самореализации в данных сферах.

Исследование  смысложизненных ориентаций показало следующие результаты:

-        у большинства испытуемых (88%) показатели осмысленности жизни на высоком уровне, что означает, что они сознательно ставят цели, организуют процесс их достижения, контролируют результативность их жизни;

-        показатель «Цели в жизни»: у большинства испытуемых выявлено наличие ясных целей и планов в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, обнаружено наличие эмоциональной насыщенности жизни, интереса к ее процессу; они удовлетворены собственной результативностью, что означает, ощущение продуктивности и осмысленности прожитой части жизни;

-        чуть больше половины испытуемых (62%) демонстрируют высокие показатели интернального локуса контроля, что предполагает представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями её смысле.

Исследование иерархии ценностей слушателей повышения квалификации предполагает исследование терминальных ценностей – ценностей-целей и инструментальных ценностей – средств достижения целей.

1.      Терминальные (выбираемые) ценности: здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, любовь.

2.      Инструментальные (выбираемые) ценности: жизнерадостность, честность, ответственность.

К сожалению, незначимыми ценностями для данной выборки педагогов являются такие как «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» «творчество (возможность творческой деятельности)»«продуктивная жизнь (максимально использование своих возможностей, способностей)» и «интересная работа». Таким образом, мы можем зафиксировать, что ценности, касающиеся самореализации и самоактуализации в рамках профессиональной деятельности, не являются актуальными в данный момент; активность испытуемые готовы проявлять только по отношению к своему здоровью, счастливой семейной жизни, любви и по поводу материальной обеспеченности.

1.      Терминальные (отвергаемые) ценности: счастье других, красота природы и искусства, развлечения.

2.      Инструментальные (отвергаемые) ценности: непримиримость к недостаткам других, смелость в отстаивании своего мнения, высокие запросы.

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, педагог до сих пор зачастую реализует пассивную «объектную» позицию в профессиональной деятельности, поэтому ценность «смелость в отстаивании своего мнения» является для него отвергаемой. Удивление вызывает тот факт, что в группе педагогов-психологов отвергаемой ценностью является «самоконтроль», важнейший профессиональный навык, которому педагоги-психологи должны обучать других субъектов образовательного процесса; а в группе учителей физической культуры отвергаемой ценностью является «исполнительность (дисциплинированность)», что также противоречит особенностям их профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ особенностей ценностно-смысловой сферы слушателей повышения квалификации показывает, что большинство испытуемых продемонстрировали недостаточное наличие образовательных запросов и потребностей; желания обучаться, развиваться иприобретать новый опыт в процессе повышения квалификации; у испытуемых не всегда присутствует осознание перспективности знаний и умений, предложенных в курсовой подготовке. Полученные эмпирические данные указывают на то, что слушатели недостаточно готовы усваивать и применять в своей профессиональной деятельности  те знания и умения, которые ему предлагаются в процессе повышения квалификации; кроме того сама профессиональная деятельность и самореализация в ней также недостаточно актуальна.

Известный американский психолог Карл Роджерс сформулировал психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения [7]:

-        люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;

-        обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;

-        в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;

-        большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту;

-        самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.

Как видим, К. Роджерс рассматривает взрослого человека как ответственного участника процесса обучения, инициатора собственного обучения. Однако реализации субъектной позиции может препятствовать такое состояние специалиста как «профессиональное истощение».

Исследования, проводимые в «Институте повышения квалификации» с 2004 по настоящее время, свидетельствуют о том, что только 32% слушателей обладают субъектной позицией (высокий уровень рефлексивных способностей; конструктивность коммуникативных связей; способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции; высокая мотивация к саморазвитию). К сожалению остальные 68% нуждаются в активизации субъектной позиции, К тому же 23% из них относятся к категории «депрофессинализирующихся», т.е. характеризуются беспокойством, недовольством собой и окружающими людьми; реакции на затруднения в профессиональной деятельности носят стрессовый характер; им присуща низкая степень принятия себя; отсутствие установки на сотрудничество с другими; большая степень зависимости от мнения окружающих при внешней самодостаточности и дистанцированности; отсутствует гибкость в эмоциональных реакциях и поведении с окружающими; они не способны быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства профессиональной деятельности.

В связи с этим нами были разработаны и реализуются акмеологические модули в программах повышения квалификации, направленные на преодоление состояния профессионального истощения, активизации субъектной позиции, актуализации ценностей саморазвития:

  1.  Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности.
  2. Практикум по разрешению профессиональных затруднений (в контексте личностно-профессионального развития).
  3. Практикум постановки новых целей деятельности и составление программы самообразования. 
  4. Картрирование системы профессиональной поддержки.
  5. Тренинг по активизации субъектной позиции.
  6. Тренинг по преодолению профессионального истощения.
  7. Индивидуальное акмеологическое консультирование с целью создания траектории личностно-профессионального развития.

Как показывает опыт, данные методики позволяют организовать пространство, в котором педагог сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития.

Одними из существенных сложностей введения в процесс повышения квалификации акмеологического консультирования являются: 

-        организационные изменения процесса повышения квалификации: в курсовой подготовке необходимо предусматривать акмеологический модуль от 36 до 72 часов (при стандартных 144 часовых курсах);

-        кадровые изменения: необходимо привлекать достаточное количество специалистов-акмеологов, обладающих компетентностью в области диагностики особенностей личностно-профессионального развития и оказания акмеологических форм и методов поддержки специалистов. 

По нашему мнению, образование взрослых (повышение квалификации педагогов) нуждается в серьезном реформировании: во-первых, возрастают требования к профессиональной компетентности специалистов, что делает образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности; во-вторых, образование может нести в себе «защитную», психотерапевтическую функцию, т.е. быть способным помогать преодолевать состояния профессионального истощения, кризисы профессиональной идентичности, чувство социальной уязвимости, тревожности, правовой незащищенности.

Важнейшей ценностью повышения квалификации (не декларируемой, а реальной!) должна стать личность человека, обладающего определенными компетенциями; процесс повышения квалификации должен способствовать самоактуализации личности, что позволит развивать ценности внутренне свободной, интернальной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной взять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. Специалист, обладающий такими ценностями, способен будет в свою очередь передать их окружающим.

Литература:

1.      Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. – Педагогика, 2003, №8

2.      Гребенкина, Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук / Л. К. Гребенкина. – М., 2000.

3.      Грехнев В.С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе. – Философия и общество, 2010, №3.

4.      Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.

5.      Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992.

6.      Материалы  учебно-методического пособия «Современные подходы в образовании». // А.И. Кукуев, В.А. Шевченко.- Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.

7.      Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. – М. : Педагогика, 1990. – 224 с.

8.      Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. [Текст]: учебное пособие для вузов/ Чирков В.И. - М., Просвещение 1972. 134с.

9.      Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. - СПб, 1997. - С. 391- 398.

 
knopka up