Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ГОВОРЮ ЖИЗНИ – «ДА»

Ниязбаева Н.Н.

ХХ столетие ознаменовалось началом перехода от индустриального к постиндустриальному типу социальности. Постиндустриальная эпоха, эпоха нового «дыхания» гуманизма, актуализировала личность независимую и творческую, активную и обладающую яркой индивидуальностью. Востребованным становится человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение собственной сущности. В то же время динамичные социоциокультурные трансформации второй половины ХХ и начала ХХI веков, политические потрясения, экономическая нестабильность, культурологические, идеологические и духовно-нравственные изменения привели к кризису человеческого существования: растерянность, нарастание тревоги, страх, «заброшенность в мир вещей и людей» (М.Хайдеггер), неуверенность и обреченность стали вызовами ежедневной жизни. Человек находится в ситуации экзистенциального выбора: преодолеть негатив, стать «подлинным», реализовать возможность осуществления своего «проекта» (Ж.-П. Сартр), обрести яркую индивидуальность  либо не найти самого себя, не взяв ответственности за собственное существование, погрузиться в «отчаяние».

Очевидно, что на фоне провозглашения гуманизма как признания ценности личности и свободы человека, с одной стороны, и экзистенциального преодоления вызовов жизни – с другой, обозначены гуманитарные противоречия, связанные со сменой типов социальности. Актуализируется знание о человеке свободном, умеющем делать выбор, осуществляющем себя в полной мере.

Экзистенциализм, как изначально философское направление, провозглашает идеи о человеке существующем, значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи позитивного экзистенциализма как продолжения гуманистических традиций в философии и психологии становятся ключевыми опорами в обосновании ценностных и смыслопорождающих ориентиров образовательной деятельности личности, процесса самоосуществления личности. Значимость экзистенциализма – в расширении «горизонта понимания» (Л.Бинсвангер, М.Босс) человеком смыслозначимости своего образования, подведение личности к раскрытию новых способов бытия, направлении делать выбор в пользу истинных человеческих ценностей. Ценности – это основа принятия решений (А.Лэнгле), а быть человеком означает «быть решающим» (К. Ясперс).

Экзистенциальный выбор себя, своего осуществления происходит тогда, когда человеку в бытии важно его бытие (М.Хайдеггер). Осуществление себя – это свободное решение человека, сильного и уверенного, который владеет собой и может действительно свободно располагать собой. Осуществленный человек в своей жизни – это человек, четко понимающий себя, живущий выбранными ценностями, ориентирующийся на смысл, умеющий быть ответственным за свой выбор и жизненный путь. Как быть таким? – фундаментальная человеческая проблема–вызов.

Преодоление вынужденности – героический акт жизни человека на протяжении всей его жизни. Даже в ситуациях, абсолютно подавляющих как внешне, так и внутренне, возможно сохранить остатки духовной свободы, противопоставить этому давлению свое духовное Я (В.Франкл). «Даже в концлагере можно отнять у человека все, кроме последнего – человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам или так, или иначе, – пишет В.Франкл в своей знаменитой книге «Сказать жизни – «Да». И каждый день, каждый час дает тысячу возможностей осуществить этот выбор: отречься от самого сокровенного, что есть у человека – от внутренней свободы либо сохранить свое человеческое достоинство, «до последнего вздоха наполнять свою жизнь смыслом» (6), то есть осуществить себя. 

Осуществление связано с неизбежными внутренними конфликтами, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни: преобразовать или подчиниться; стать сильным или стать слабым; отличаться или быть похожим; сказать правду или лгать; преодолеть лень или «оставить на завтра»; простить или остаться в одиночестве и т.д. Экзистенциальный выбор – это выбор не между внешним и внутренним, это выбор самого себя, выбор между внутренним статичным комфортом и бесконечным жизненным поиском себя. Зрелый человек способен осмыслить ситуацию, сделать выбор и преодолеть внутренние препятствия, в этом и заключается его осуществленность. Осуществленный человек находит и выбирает то, что соответствует ему внутреннему. И этот выбор каждый раз становится возможностью–осуществлением себя. 

Идея самоосуществления является одной из значимых в психологии личности. Многогранность исследования проблемы самоосуществления во многом обусловлена тем, что с этим понятием связано немало важнейших психологических терминов: «саморазвитие», «самосознание», «самоопределение», «самореализация», «самоактуализация» и др. Рассуждая о самоосуществлении мы актуализируем весь корпус психологических понятий, связанный смыслом «само-». В исследованиях все эти понятия так или иначе переплетаются, рассматриваются как структурные элементы того или иного процесса само- в разных порядках.

Так или иначе, самоосуществление, как одна из ключевых экзистенциальных категорий, в этом ряду перечислений носит, по нашей оценке, обобщающий характер. В логической цепочке понятий со смыслом «я делаю себя сам», самоосуществление, является смыслообразующим понятием, завершающим процессы самоопределения, самореализации и самоутверждения личности. Самоосуществление – венец развития человека, его исполненная экзистенция.

В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности. В психологии описываются очень близкие явления: полная реализация подлинных возможностей человека (К.Хорни); стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К.Роджерс); внутренняя активная тенденция развития себя, истинное самовыражение (Ф.Перлз); стремление человека стать тем, чем он может стать (А.Маслоу).

Так, понятие «самоосуществление» – одно из центральных в экзистенциальной психологии (Д.Леонтьев, А.Лэнгле, А.Маслоу, Р.Мэй, И.Ялом и др.), и отражает вершинные устремления человека, венец его развития, полное возможное завершение себя. Отличительными чертами самоосуществленного человека являются ориентировка на реальность, спонтанность, центрированость на проблеме, а не на себе, автономность и независимость, а также способность к трансценденции.

У человека есть свое назначение, реализация которого называется его осуществлением. Человек, в отличие от других существ, посредством своих интеллектуальных и волевых действий может достичь своих целей или упустить их. Желудь по своей сущности настроен на то, чтобы стать дубом – такой знаменитый аристотелевский пример приводит П.Шульц, при описании сути понятия «самоосуществление» (5). Внутренний образ, который делает желудь тем, что он есть, одновременно как бы направляет его к цели, а именно к тому, чтобы стать совершенно развитым желудем и затем – дубом. В человеке этот процесс происходит так же, с одной только разницей, заключающейся в том, что человек может размышлять и решать; и у человека тоже есть свое назначение, которое является его осуществлением, но, в отличие от желудя, еще раз подчеркнем, человек может достичь своих целей либо упустить их (7).

Любой выбор есть всегда выбор своего «я», – подчеркивает С.Кьеркегор. Выбрав свое «я», человек открывает свою неповторимую историю. Каждая история отличается от всех других, так как слагается из бесконечного множества отношений к людям, миру. Для того, чтобы выбрать себя самого, нужно обладать мужеством: выбор способствует наибольшему обособлению человеческой личности. Но благодаря выбору человек «еще крепче срастается с корнем, на котором рядом с ним держится и все человечество» (3, 268).

Самоосуществление дает возможность правильно выстраивать отношения с другими людьми. Ведь именно утверждение себя, своей самости, уверенность требуются человеку для того, чтобы вступить в отношения с другим. Человека, который способен достичь, и достиг здоровых взаимоотношений с миром и другими людьми на основе своей субъектности, независимости, экзистенциалисты называют аутентичным. С точки зрения экзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать более аутентичным, тем самым, достичь более конструктивных отношений в системе «Я-и-мир».Аутентичная личность – человек, который посредством того, кем он стал, строит новое отношение к социуму и обществу в целом (А.Маслоу).

Самоосуществление – это внутреннее согласие человека, жизнь в согласии с самим собой. Внутреннее согласие выражается следующей фразой: «Всему, что я делаю, я могу сказать «да» (А.Лэнгле). Цель, возможность ее осуществления, внутренняя ответственность за выполнение, ценность моего действия для меня самого – составляющие внутреннего согласия человека. Самоосуществление – это всегда выбор, но это всегда правильный выбор и правильное решение. Причем, выбор не только действия, но и выбор своего «Я».  

Литература:

  1. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. – 2006. - № 5. – С.60-66
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005
  3. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
  4. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы чтений памяти Л.С.Выготского: Четвертая Международная конференция, Москва / РГГУ, 2004. – С.214-223.
  5. Слободчиков В.И. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности. – 2005. – № 2. – С.49-58
  6. В.Франкл. Сказать жизни – «Да» 
  7. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. – Новосибирск: НГУ, 1996 
 
knopka up