Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ПОКА РИСУЮ, ВЕРЮ В ЖИЗНЬ

Коротких Е.И. 

Не перестаю удивляться мудрости моих родителей. С благодарностью вспоминаю, как рисунок навсегда вошёл в мою жизнь…

Отец окончил педагогическое училище и мог преподавать физкультуру и рисование. Двигательная активность и искусство – две составляющие моих детских воспоминаний. Всякий раз мои просьбы нарисовать что-нибудь интересное превращались в моменты сказочной реальности. Это была радость совместного творчества. Могущественный простой карандаш творил чудеса. И волшебные линии на листе бумаги изменяли жизнь выдуманных и реальных героев. Маленькая тайна бытия открылась легко и просто: жизнь изменяется или меняется, если… если ты умеешь рисовать.

Настоящим чудом были тома детской энциклопедии. И почему-то больше всего запомнилось, как всей семьёй мы радовались новому тому «Искусство». Особенно с большим интересом рассматривали раздел «Изобразительное искусство». Мы были счастливы: сколько удивления, сколько неожиданного, сколько знакомого, сколько парадоксального – сколько жизни! И разной жизни!

В педагогическом училище №1 города Новокузнецка занималась в изостудии Анатолия Кареловича Петрова. И не знала тогда, каким значимым опытом станут для меня эти уроки в школьной практике.

Впервые столкнулась с детской бедой через рисунок в школе, после окончания педучилища. Рисуя на свободную тему, второклассник Андрей М. закрасил весь лист чёрной краской. Стало страшно. Рисуя, одни  дети радуются, а другие – кричат от боли. Одни верят в жизнь, а другие утратили веру в неё. В двадцать лет мне было сложно изменить жизнь этого ребёнка. Как штрихом и линией, цветом и краской помочь мальчику? Понимание возможностей изобразительной деятельности как коррекционной и развивающей пришло позже.

Настоящим профессиональным подарком стала работа на окраине города в Новоильинском районе в средней школе № 32, это был 1998 год. Со временем школа превратилась в эстетическую гимназию. Директор гимназии Галина Александровна Волкова с командой единомышленников создала такую культурно-образовательную среду, в которой изобразительное искусство, музыкальные занятия, искусство хорового пения, танец стали важной составляющей жизни детей и взрослых не только гимназии, но и района. Д.С. Лихачёв писал: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее. Но понимать произведения искусства далеко не  просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю  жизнь…».  [4]

Галина Александровна уже на пенсии, а её ученики, став родителями, приводят своих детей в гимназию и продолжают понимать произведения искусства вместе с ними. Понимать и быть счастливыми.

В 2002 году в гимназии был создан Музей изобразительного искусства, в фонде которого 137 единиц хранения. Это живопись, графика, батик, пластические формы – работы 31 художника из 40 художников Новокузнецкого отделения Союза художников России. Татьяна Ивановна Чуркина, первый руководитель музея, отмечает: «Ошибочно предполагать, что произведения искусства только украшают пространство учебного заведения. Наши учителя-предметники используют их в учебном процессе: на уроках литературы, риторики, изобразительного искусства, истории…».  [6]

Подарком было и общение с художниками города. Выставки и встречи, а главное – работа мастеров с детьми. Алевтина Архиповская и Галина Седова (Бухтеева) вели уроки изобразительного искусства. Каждый урок – познание творчества и полноты жизни. 

Возвращаясь назад в 1990 год, хочу вспомнить удивительную книгу педагога-художника Елены  Макаровой «В начале было детство». Автор пишет: «Так уж устроен ребёнок: всё он познаёт в игре, через создание второй реальности – текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребёнок – это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе – наша основная взрослая задача». [5]

Опыт Елены Макаровой и сотрудничество с художниками помогли, когда гимназия изменила свой статус и осталась без учителя изобразительного искусства. Включить изобразительную деятельность в жизнь ребёнка на разных уроках и во внеурочное время мог учитель начальных классов. Организовать так процесс обучения, чтобы решить основную взрослую задачу, мне представлялось всегда интересным.

И начался поиск.

… случилось, что шести лет я отказался

от блестящей карьеры художника.

Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2,

я утратил веру в себя.

А. Сент-Экзюпери

Это было время, когда «Маленький принц» тоже помог определить важность изобразительной деятельности в жизни ребенка. Какую информацию хочет передать ребёнок в своей работе, как интерпретирует, что хочет сказать? А что видит зритель, часто это взрослый, что понимает? И что может сделать учитель начальной школы, чтобы его ученики, изначально испытывающие потребность и желание рисовать, не утратили веру в себя, а значит, не утратили веру в жизнь. Может, начать рисовать вместе с учениками, рисовать смешно и неумело, рисовать уверенно и чётко, рисовать искусно, мастерски…? Ведь рисунок – средство выражения мыслей, язык чувств и состояния автора. И захотелось включить рисунок и другие виды изобразительной деятельности в учебные занятия по русскому языку, литературному чтению, риторике. Два языка – всегда выбор, и выбор этот зависит от цели, задачи, жизненной ситуации.

Ещё в 1907 году в азбуке "Сеятель" методист К. Лукашевич писала: «Рисункам при обучении грамоте мы придаём огромное значение. У детей с самых малых лет наблюдается непреодолимое стремление рисовать... Без рисунка люди наполовину не понимали бы того, что они изучают. До 9-10 лет пусть ребенок в своих тетрадях, на грифельных досках упражняется в свободном рисовании всего, что он видит перед собою и воображает в своем уме... И пусть не смущается он (учитель), если работы его учеников грубы, неумелы. В каждом самом грубом рисунке есть мысль маленького человека и её надо ценить. Рисование детей следует всячески поощрять...

Рисование, соединённое с первоначальным наглядным обучением грамоте, облегчит для детей трудность первых шагов на этом пути и заставит даже любить и интересоваться самим учением». [1]

Поиск продолжался. Важность изобразительной деятельности была доказана дальнейшими находками в психологической литературе, в методических пособиях, на практике. Получился целый комплекс – многогранный как жизнь. Он включает:

1.      Задания интегрированного курса родного языка Л.И. Тикуновой и Ю.В. Новиковой под редакцией О.Ю. Богдановой.

2.      Упражнения из «Детской риторики в рассказах и рисунках» под редакцией Т.А. Ладыженской.

3.      Творчество родителей.

4.      Уроки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

5.      Задания изобразительного характера по музыке.

6.      Занятия детей в изостудиях  и художественной школе.

7.      Работу в Музее изобразительных искусств гимназии.

8.      Участие в творческих выставках класса, гимназии, района, города, страны.

9.      Творческие работы для Всероссийского журнала «Добрята».

10.  Встречи с художниками города.

11.  Творческие мастерские под руководством художников по ДПИ (эскизы матрёшек, батик).

12.  Сотрудничество с учителями изобразительного искусства и музыки, художниками.

Изобразительная деятельность на уроках  русского языка и литературного чтения.

Пока ребёнок рисует, он думает о предмете

своего изображения так, как если бы он о нём рассказывал.

                        Л.С. Выготский

Варианты заданий, примеры упражнений представлены в сборнике статей. [3] Они помогут учителю в развитии речи и творческого мышления школьников, сделают процесс познания жизненно важным и для первоклассника, и для четвероклассника, и для самого педагога.

Задания из курса «Родной мир» можно использовать, занимаясь по разным программам. Главное, авторы предложили определенные средства для достижения цели, предусмотрели руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Выполняя задание, ученик становится равным партнером, соавтором. (Приложение № 1)[1]

Изобразительное искусство поможет детям справиться с непониманием одного из самых трудных предметов в школе, позволит «совладать с хаосом и бессмысленностью жизни», даст «творческие возможности отразить различные перипетии борьбы с трудностями человеческое жизни». [2] Изучение русского языка – одна из главных  учебных трудностей для детей разного возраста.

Изобразительной деятельностью на уроках риторики.

Ребёнок носит поэзию в себе самом,

 достаточно будет создать условия для ее расцвета.

                   С. Френе

Риторика – один из любимых предметов для многих детей. Даша Евдокимова, ученица художественной школы, сказала: «На риторике я отдыхаю». И это при огромной насыщенности урока, разнообразии заданий. (Приложение № 2)

2 класс.

1.      Помнишь ли ты рассуждения Эзопа о языке? Что ты представляешь себе, когда слышишь слово «речь»? Нарисуй, как сможешь, эту картинку. Расскажи, что ты изобразил.

2.      Что может произойти, если никто не уступит место Бабе Яге? Расскажи об этом. Пусть у тебя получится сказочная история. Нарисуй иллюстрацию к своей сказке.

3.      Прочитай две записи. Которая из них является текстом? К какой из них можно сделать рисунок? Попробуй.

4.      Прочитай три текста и определи, где повествование, где рассуждение, а где - описание. Озаглавь тексты. К какому тексту ты можешь нарисовать иллюстрацию? Запиши название текста и название рисунка (если это другое название).

5.      Тебе кондитеры заказали нарисовать обертку к новым конфетам для детей. Придумай свое название для конфеты, нарисуй фантик и опиши его.

6.      Раскрась петуха. Опиши петуха так, чтобы все поверили, что он стал удивительно хорош собой.

7.      Ты любишь кошек – этих удивительных, загадочных животных? Представь, что ты оказался на выставке кошек. Опиши понравившуюся кошку так, чтобы родители тоже залюбовались ею. Какие слова ты подберёшь для описания? Если хочешь, нарисуй свою кошку и опиши её.

4 класс.

1.      Нарисуй свои символы говорения, слушания, чтения, письменной речи.

2.      Знаешь ли ты запретные знаки? Нарисуй их. Составь и запиши запрет-предостережение.

3.      Какие ты знаешь дорожные знаки? Придумай свои собственные и нарисуй их.

4.      Нарисуй знаки-копии и знаки-символы.

5.      Какие знаки придумал(а) бы ты и развесил(а), чтобы люди не рвали цветы; не мусорили; не ломали ветви деревьев и кустарников: во дворе, в сквере, в парке, в лесу. Нарисуй разные знаки – запреты, символы, рисунки-копии, языковые знаки.

6.      Нарисуй два одуванчика, как они описаны в стихотворении В. Серовой и в энциклопедии.

7.      Представляешь ли ты характер лилии, георгина…? Опиши внешний вид и характер одного-двух цветков. Нарисуй.

8.      Любишь ли ты смотреть на меняющиеся облака? Что они тебе напоминают? Постарайся на рисунке передать свои фантазии и рассказать о них.

9.      Запиши свой рассказ и подари его маме. Маме будет особенно приятно, если ты напишешь рассказ хорошо, украсишь его рисунками (иллюстрациями).

Устная и письменная речь школьника – важная составляющая его жизни. Рисунок изначально лежит в основе речевого развития. Правильная организация  изобразительной деятельности учит работать с текстом, позволяет раскрыться детской индивидуальности. Продумывая задания и выполняя их, дети становились более внимательными к слову; через свой рисунок и рисунок товарища лучше «видели» текст, осмысливали и понимали его; рисунок указывал на точность (неточность) восприятия текста; дети пробовали, творили, изобретали свой стиль в рисунке и слове; придумывали «свои» задания (например, «рисуем словарные слова и составляем текст»); в процессе работы рефлексировали, стремились исправить недостатки; демонстрировали произвольность познавательных процессов и самостоятельность.

Рисунок в жизни  детей и родителей

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

(Пословица)

1. Возможности читательского дневника. Задания для детей и взрослых.

Начиная работу с первоклассниками, задумалась, как максимально в наше разобщенное время сблизить детей и родителей, чтобы загруженность взрослых не стала причиной «не жить» вместе с детьми. «Не жить» – не общаться, не участвовать в том, что волнует детей, не интересоваться их внутренним миром, детскими радостями и потерями.

Родилась идея создания дневника читателя и одновременно дневника ребёнка. Дневник стали вести сразу в первые каникулы. Писать и читать умели не все. А рисовать могли. Страницу отводили на чтение, другую – на интересное событие этого же дня. Родители читали – дети рисовали иллюстрацию к произведению. А рядом появлялась картинка из жизни самого ребёнка. Часто рисовали вместе – и это жизнь! Эту картинку «читал» учитель. Задание требовало самоорганизации, ответственности от родителей, включённости и заинтересованности в жизни детей и их полноценном развитии. Большинство родителей правильно поняли задачу. Дневники после летних каникул находились в классе, дети в течение второго класса брали, читали, с удовольствием рассматривали картинки своей жизни и жизни одноклассников. (Приложение № 3)

2. Рисуют родители.

Родители тоже когда-то любили рисовать, некоторые в детстве ходили в художественную школу. Настоящим праздником в жизни третьеклассников стала выставка родительских рисунков «Мой любимый сказочный герой». (Приложение № 4)

Такое сотрудничество является важным фактором взаимопонимания отцов и детей, их веры в жизнь.

3. Дети и родители сочиняют и рисуют.

Когда взрослые верят учителю, они легко принимают воспитательную задачу. Сочинить сказочную историю на основе известных сюжетов и сделать иллюстрации – задача интересная и полезная. Совместное творчество – разве это не жизнь? Папа, мама и я! Что может быть лучше для ребёнка? (Приложение № 5)

4. Психологические консультации для родителей.

Одно из равенств, которое предлагаю родителям во время консультаций, помогает им по-новому посмотреть на своего ребёнка, жизнь которого состоит из многих составляющих. Жизнь = уроки + общение с одноклассниками + семья + любимые занятия + трудности + радости …

На этом же равенстве стараюсь строить работу с детским рисунком. Рисунок ребёнка живёт. Живёт в интересном деле, дарит радость людям, служит основой для другой интересной деятельности. (Приложение № 6)

На вопрос «Почему нравится рисовать?» дети отвечают: 1) во время рисования бывает радостно, весело, интересно, увлекательно, замечательно, занимательно и в то же время серьёзно; 2) люблю рисовать, хочу показать свое умение; 3) красиво и польза; 4) рука отдыхает и людям интересно; 5) развиваем фантазию, разгар творчества; 6) привыкла и увлеклась; 7) хочется научиться рисовать; 8) доставляет удовольствие; 9) лучше понимаешь задание.

Дети просто живут. Верят в свои силы! Верят в свою нужность и полезность. Верят в жизнь! Возникновение на уроках неожиданных детских открытий и желаний их реализовать ставит учителя перед необходимостью изменить свою привычную, учительскую позицию: нужно поддержать смелость и самостоятельность ученика, самому стать в «ученическую» позицию по отношению к ребёнку, учиться у него жить и верить в жизнь!

Литература.

  1. Азбука-сеятель и первое чтение для школы и семьи. Сост. К. Лукашевич. Санкт-Петербург: Издание Училища Совета при святейшем синоде, 1907. С. 4-6. (Из личного архива учителя химии гимназии № 32 Боташовой Н.А.)
  2. Глухова И. «Психотерапия и поиски счастья». Читая новую книгу Эмми Ван Дорзен // Existentia: психология и психотерапия. – 2009. – № 2. – С. 269-270.
  3. Коротких Е.И. Рисунок и речь. Роль изобразительной деятельности развитии устной и письменной речи школьников // Проблемы повышения эффективности обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях. – Новокузнецк: КузГПА, 2004. С. 145-153.
  4. Лихачев Д.С. Письма о добром. Санкт-Петербург: Logos, 2007. С. 133-134.
  5. Макарова Е.Г. В начале было детство. М.: Педагогика, 1990. С. 9.
  6. Чуркина Т.И. Роль музея изобразительного искусства гимназии № 32 в формировании гармонично развитой личности. // Непрерывное художественное образование (из опыта работы). – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. С. 
 
knopka up