Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО БЕСПОКОЙСТВА И ОСОЗНАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

С.Г. Губина

Музыка использовалась как развивающее и коррекционное средство с древних времён. Например, Л. Леви-Брюль [5] писал, что церемония ритуальной пляски у туземцев несёт в себе функцию решения проблемы защищенности первобытного человека от неподдающихся предвидению угроз сверхъестественного мира, которым живет их сознание. Психотерапевтический механизм заключается в том, что реальное психодраматическое переживание "Себя" как "устрашающего" образа в экстатическом состоянии даёт чувство успокоения и уверенности, за счёт ощущения родства (единения) с ранее чуждым и противопоставляемым. Ритуальный танец и пение как ритмо-динамическое действо создаёт эффект переживания "Себя" в настоящем субъективном времени, как законченного образа. Законченность является важнейшим психотерапевтическим фактором, указывающим на то, что данный образ теряет свою субъективно-временную актуальность. Субъект освобождается от тревоги и страха, которые вызваны сознательной дифференциацией на "своё" и "чужое", а значит чуждое и враждебное, которое может нанести вред. Соответственно принципа изоморфизма [6], музыка наполняет своим содержанием субъективную внутреннюю жизнь, экстериоризируя её во внешние образы и наоборот. Данное содержание выступает как "сообщение живого субъекта", в которое он вкладывает весь свой внутренний мир [3]. Отсюда, совершить акт рефлексивного восприятия можно только через раскрытие для себя природу своих собственных переживаний [4, c. 66].

Можно провести аналогию с современным коррекционным методом "антиципирующего совладания" [1], используемым в профилактике стресса, когда происходит сознательное манипулирование стрессовыми факторами с целью постепенной адаптации человека к ним. Исследовано, что стресс-толерантность личности всегда представлена жизненной позицией, в которой присутствует субъективная готовность (открытость) к переживаниям, альтернативности выбора в критической ситуации [2]. Активизация гетеростатической направленности личности, стремление её к изменению жизни может быть обусловлена следующими предпосылками, связанными с переживаниями:

  • когда происходит постепенное накопление негативных переживаний при неравновесном эмоциональном состоянии, ослабевает работа психологических защит (в итоге осуществляется безусловное разблокирование актуально-значимых жизненных целей и реакция выглядит как психологический "взрыв");
  • когда возникают высоко аффективные негативные переживания вследствие воздействия внезапного, мощного и неизвестного ранее (внезапного) стрессора, что приводит резкому неравновесному состоянию (реакция выглядит как экстренный поиск субъективных резервов в новой ситуации "выживания");
  • когда человек испытывает переживания высоко аффективные (пиковые), с помощью которых, восприятие становится феноменологическим и не-класифицирующим, благодаря чему, создаются предпосылки для инсайтирования (осознания) и "видения" субъективной актуально-ценностной сферы - "воспринимать самого себя, вне всего остального" [7, с.107].

Прослушивание музыкальных тем оказывает фасилитирующий эффект на процесс актуализации мотивов и ценностей только в случае акцентирования внимания субъекта на высоко-аффективных переживаниях ("пиковых" или близких к таковым). Чаще всего такой эффект возникает только под воздействием, ранее неизвестной (не вызывающей шаблонной реакции) музыки. При проведении коррекционных мероприятий с использованием музыкальных средств, важным является ориентирование внимания воспринимающих на субъективных переживаниях с последующим анализом: телесных ощущений; ассоциативного содержания образов; общего эмоционального состояния. Нами разработан Организационно-Методический Комплекс коррекционных средств с использованием музыки, направленный на гармонизацию актуально-ценностной сферы личности представленный в 4-х циклах упражнений:

Цикл 1. Цель: акцентировать внимание участников на том, что опыт психотравмирующих переживаний может рассматриваться как польза, как неотъемлемый субъективный "багаж", указывающий на факт невозможности удерживаться в условиях неактуальных, на данный момент жизни субъекта, ценностей. Разработка заданий была направлена на осознание (переживание) бессмысленности удерживания неактуально-ценностного личностного содержания. Задачей представлялось: с помощью музыкальных и звуковых средств, создать предпосылки для участников (на основе переживаний характерных образов) на переосмысление проблем экзистенциальных беспокойств и реальности своего существования. Цикл составили следующие упражнения: "Образ, рождённый мной"; "Музыка смерти"; "Звуки неизвестного города"; "Музыка одиночества"; "Живые цепи".

Цикл 2. Цель: акцентировать внимание участников на том, что стремление получать новый субъективный опыт переживаний - это естественная потребность каждого человека. Разработка заданий была направлена на формирование субъективной открытости (автономности) Задачей представлялось: с помощью музыкальных средств создать предпосылки для возможности переживания участниками ощущения эмпирической свободы с последующим анализом этого состояния. Цикл составили следующие упражнения: "Свободное слушание"; "Доверяю себе"; "Я ВИЖУ музыку"; "Я открываю себе СЕБЯ".

Цикл 3. Цель: акцентировать внимание участников на ощущении (переживании) перспективы альтернативы выбора субъективного пути развития, которое является характеристикой жизни здорового человека. Разработка заданий была направлена на сосредоточенность на настоящем, возможность переживать прошлый опыт как настоящий. Задачей представлялось: с помощью музыкальных средств создать условия для возможности фиксирования внимания участников на переживаниях полярностей: "второстепенного-главного"; "общего-частного"; "фигуры-фона". Анализ данных полярностей даёт возможность переосмысления значения выбора при выборе пути субъективного развития. Цикл составили упражнения: "Музыкальная конструкция", "Игра фона"; "Я осознаю…"; "Музыка воспоминаний".

Цикл 4. Цель: акцентировать внимание участников на постепенном вхождении в новый актуальный образ "Я", поскольку, это является необходимым явлением на разных этапах развития человеческой личности. Разработка заданий была направлена на активизацию процессов актуально-ценностной личностной реконструкции. Задачей представлялось: ориентировать участников, с помощью музыкального воздействия, на формирование субъективного образа "Я-идеального", согласно того, насколько они чувствуют ту или иную актуальную потребность. Цикл составили следующие упражнения: "Музыка желаний"; "Рождение картинки"; "Страницы из альбома"; "Мой альбом будущего"; "Музыкальные зарисовки".

Приведём пример сценария упражнения, используемого в 1-м цикле на переосмысление проблем экзистенциальных беспокойств и реальности своего существования:

Упражнение "Музыка одиночества"

Цель: акцентировать внимание на осознании чувства одиночества - как естественного человеческого состояния, от которого люди стараются защищаться с помощью утверждения и получения одобрения в глазах других.

Упражнение проводится индивидуально. Музыка, используемая в данном упражнении должна иметь два направления в восприятии: с одной стороны это безмятежность и пасторальность, а с другой стороны драматичность и аффективная насыщенность. Возможно использование классической музыки, но малоизвестных произведений или неизвестных для клиента - ввиду возможности возникновения эффекта стереотипности в восприятии. В предварительной беседе, возможно, обсудить тему: "Что значит для Вас поддержка друзей, товарищеская взаимовыручка, значение мнения коллег и т. д.".


Инструкция к выполнению заданий:

(Задания выполняются под музыку безмятежного и пасторального плана).

1. "Представьте такую ситуацию, что у ВАС БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙ, (праздник по случаю…), к которому Вы готовились очень долго. Вы пригласили всех Ваших родственников, лучших друзей и коллег. Опишите Ваши ощущения, поведение в предвкушении такой ситуации".

2. "Итак, накрыт праздничный стол дорогими угощениями. Работают официанты. Вы одеты в праздничный костюм, готова ВАША речь. Что Вы испытываете в этот момент? Вы счастливы?"

3. " Всё готово для встречи долгожданных гостей, но … время идет, а их все нет. Проходят длинные полчаса, а затем час, а потом еще час, и еще и… Вы понимаете, что ОНИ К ВАМ НЕ ПРИДУТ! Расскажите о Ваших мыслях и ощущениях в этот момент".
(Задание выполняется без музыки).

4. "Вы понимаете, что они РЕАЛЬНО НЕ ПРИДУТ! Какое у Вас в этот момент ощущение времени и пространства? Как ВЫ ощущаете свое тело? Что Вы ответите себе, если зададите себе вопрос: "Кто Я?"
(Задание выполняется под музыку драматическую, аффективно насыщенную).

5. "Что Вы чувствуете, когда находитесь среди нетронутых, накрытых угощениями столов? Какие мысли посещают Вас? Какое значение СЕЙЧАС, для Вас имеют такие понятия, как: "Внимание родственников, любовь близких, товарищеская взаимовыручка, мнение коллег…"?

6. "Кем Вы сейчас себя ощущаете? ЧТО сейчас для Вас ПОДДЕРЖКА?"

(Задание выполняется под какую-нибудь очень известную музыку танцевального характера классического жанра (марш, вальс, мазурка, канкан и т. д.), в которой присутствует характер приподнятости, светскости, торжественности).

7. "Представьте, что пришли после 3-4 часовой задержки к Вам гости. Они опоздали, потому что сломался автобус в дороге, а связаться с Вами по телефону не смогли. Что Вы ощущаете сейчас? Что Вы будете говорить ТЕПЕРЬ в своей праздничной речи?"
Завершением упражнения может быть беседа на тему: "Для меня ПРАЗДНИК, это когда …".

Упражнение "Живые цепи"

Цель: активизировать внимание на осознании вопроса смысла и бессмысленности существования, где одним из способов решения этой проблемы является компульсивная деятельность - как реакция на глубокое чувство бесцельности.

Упражнение проводится индивидуально. В предварительной беседе с клиентом можно обсудить тему: "Что значит для Вас понятие "достижение цели" в жизни?" Музыка, используемая в упражнении, представляет собой две темы:

1) носит монотонный, однообразный характер - это некий бесконечный повтор одной и той же мелодической структуры, который дает ощущение незавершенности (возможно использование просто повторяющихся характерных звуков);

2) носит драматический характер, содержит чёткую драматургическую выстроенность и имеет высокую аффективную насыщенность (возможно использование эпизодов из программной классической музыки, характеризующих переживания любовного томления и др.)

Инструкция к выполнению заданий:
(Задание выполняется под первую музыкальную тему)

1. "Попробуйте выполнить несколько раз для себя следующее задание:

А) сосредоточиться на слушании музыки (или представленного звукового сопровождения);

Б) воспроизвести в своей памяти образ обычного, ничем ни приметного обыденного дня в Вашей жизни, такого, каких большинство, и которые, как правило, забываются.

Что Вы чувствуете, после выполнения такого задания? Какие мысли у Вас возникли? Расскажите".

2. "Представьте, что данное звуковое сопровождение - это некие виртуальные, очень крепкие ЦЕПИ, к которым прикованы Ваши ноги и руки. Длина этих цепей ограничена только объектами Вашей обыденной деятельности, что Вы ощутили, когда представили это?"
(Задание выполняется также под первую музыкальную тему с большей громкостью).

3. "Вообразите, что чем больше Вы вращаетесь среди одних и тех же объектов в Вашей жизни, тем постепенно все толще, тяжелее и неподвижнее становятся цепи! Опишите Ваши ощущения".

4. "Итак, чтобы избежать якорных цепей, у Вас есть возможность расширить свою зону объективного взаимодействия, т. е. добавить новых, свежих объектов в свою жизнь, но… тоже на цепи! Просто Ваша цепь удлиняется, и новый ее отрезок еще не такой тяжелый, но у него ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВА ВЫРОСТИ! ЧТО Вы думаете по этому поводу? Кем Вы себя ощущаете?"
(Задание выполняется под вторую музыкальную тему).

5. "Представьте, что Вам на очень короткое время разрешили побыть без цепей! Что Вы чувствуете? Как Вы ощущаете время и пространство?"

6. "Вам предложили альтернативу: с одной стороны остаться навсегда без цепей, но быть навсегда одиноким, и из всех богатств иметь только жизнь; с другой стороны быть не одиноким, но в цепях, и иметь возможность расширять свою зону взаимодействия и влияния. Что Вы выберете и почему?"
В завершении упражнения, на фоне музыки первой или второй темы (в зависимости от выбора клиента из предложенных альтернатив), возможно, провести беседу на тему: "Что значит понятие "достижение цели" для меня СЕЙЧАС".

ЛИТЕРАТУРА

1. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] // Психологический журнал. 1994. Т15. №1. - С.3-18.
2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. 
3. Гегель, Г.Ф. Характерные содержания в музыке // Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика [Текст] / Хрест. Вып. 1., ч.1. - М., 1991. - С.6-13. 
4. Лаврухин, А.В. К истории формирования методологии dasein-аналитической психологии [Текст] // Dasein-анализ в философии и психологии. - Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001.
5. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюль. - М., 1999. 
6. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А.Маслоу. - М., 1999. 
7. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А.Маслоу. - М., 1997.

 
knopka up