Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ВОЗМОЖНОСТЬ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
С ПОЗИЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Н.Н. Ниязбаева

Самоосуществление личности, категория экзистенциализма, еще не стала активно используемой в педагогическом лексиконе, но, полагаем, что смысловое поле этого понятия имеет потенциальную, не до конца исследованную значимость в педагогическом понимании процесса и результата полноценного развития личности.

В зарубежных психологических и философских словарях термин "самоосуществление" (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности. Все они описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных возможностей (К.Хорни); стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс); внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения (Ф.Перлз); стремление человека стать тем, чем он может стать (А.Маслоу).

У человека есть свое назначение, реализация которого есть его осуществление. Человек, в отличие от других существ, посредством своих интеллектуальных и волевых действий может достичь своих целей или упустить их. Желудь по своей сущности настроен на то, чтобы стать дубом - такой знаменитый аристотелевский пример [5]. Внутренний образ, который делает желудь тем, что он есть, одновременно как бы направляет его к цели, а именно к тому, чтобы стать совершенно развитым желудем и затем - дубом. В человеке этот процесс происходит так же, с одной только разницей, заключающейся в том, что человек может размышлять и решать; и у человека тоже есть свое назначение, которое является его осуществлением, но, в отличие от желудя, еще раз подчеркнем, человек может достичь своих целей либо упустить их [1].

  1. Самоосуществление - это процесс реализации человеком своих сущностных сил, своего жизненного назначения. Самоосуществление - процесс исполнения экзистенции. Я осуществил себя, значит, я обозначил свое существование. В педагогике осуществление человеком самого себя как полная реализация своих потенций, стремлений, возможностей становится ключевой целью его воспитания, обучения и развития.
  2. Самоосуществление как процесс исполнения экзистенции включает в себя ценностно-мотивационную и инструментальную образующие. Ценностно-мотивационная образующая воплощается в обретении личностью смыслов и определении значимости своего назначения в жизни. Включает в себя:
  • знание человека о себе: осознание и понимание своих потребностей, образовательных в том числе, умение слушать себя, способность конструктивно воспринимать все новое, обогащая, тем самым, свой опыт, чувствование себя, своих эмоций, понимание своих внутренних потенциалов и интенций. Я знаю, что я хочу. Знание себя как субъекта деятельности. Человек способен пережить себя как субъекта, автора своей жизни, если он активно реагирует на внешний мир. Вытеснение собственных чувств, замкнутость оборачиваются отчуждением, утратой своего "Я", в первую очередь, от самого себя, что ведет к бессилию, неуверенности, внутренней пустоте, отсутствию смысла;
  • потребность выразить себя в деятельности, творчестве. Потребности отражаются в интересах личности, ее склонностях, желании действовать и творить. Именно потребность "творить себя", а не потребность "творить что-либо" определяют экзистенциальную линию самоосуществления;
  • определение цели: цель - то, что осуществит нашу жизнь. Цель и ее наполнение определяют образ жизни человека. Цели могут быть различными: служение Богу, служение обществу, личный покой и счастье. Человек вправе делать свой выбор. Нравственная сторона в определении цели и способов ее достижения: "Как должен я выстроить жизненный путь, чтобы осуществить свое внутреннее предназначение человека?";
  • готовность к осуществлению себя: сопровождается верой в себя, внутренней концентрацией, собранностью, доверием к самому себе, своим словам, действиям. Уверенность человека в правильности своих действий должна сопровождать его. Я делаю верно, я на правильном пути, я уверен в себе.

Инструментальная образующая процесса самоосуществления личности включает в себя:

  • выбор действия и принятие решения: уметь принять решение, определиться в своих позициях. Я выбираю, я знаю, что выбираю. Человек всегда находится в ситуации выбора. Первое - желание человека решиться на выбор. Этот первоначальный выбор обуславливает и каждый последующий выбор в жизни человека. Экзистенциалисты подчеркивают, что сила человека - в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно ни было. "Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения" (П.Тиллих). Готовность человека принять новое направление, новое "решение" в той новой точке, в которой он обнаруживает себя, характеризует зрелое человеческое бытие, недетерминированное, неограниченное [5]. Этой новой точкой, новым положением может быть совершенно любая ситуация: простая, незатейливая, не потрясающая мир, незамысловатая, забавная, иначе, любая ситуация, интересная человеку, в которой ему нужно принимать решение. То есть, подчеркивает Р.Мэй, процесс принятия решения человеком важен в любом акте сознания, в любой ситуации. Главное - его наличие;
  • позиция человека как автора своего осуществления: субъектность предполагает решительность, активность, инициативность в действиях. Человек как автор своих действий - человек ответственный, он свободен в ответе за свои поступки, нет необходимости его принуждать и заставлять нести ответ за что-либо. Это его экзистенциальный выбор. Субъектом или автором человек ощущает себя тогда, когда осознает, что он распоряжается собой или обладает собой. Здесь стоит отметить особую способность человека, названную в педагогике свободоспособностью (О.Газман) - это способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный выбор [1].
  • предельное осуществление действий: довести дело до конца, честно, устоять перед возникающими трудностями, преодолеть самоотчуждение и возможное, отрицающее твое осуществление, поведение другого человека.
  1. Самоосуществление в своей сути - это не только осуществление человеком себя в какой-либо определенной деятельности. Деятельность в данном случае является одним из проводников, способов осуществления себя: Я осуществляю себя через искусство, науку, спорт и др. Осуществление себя - это воплощение человеком всех своих сущностных сил в свое существование с целью обретения значимости себя, уверенности в себе и в своей жизни; это конечный результат всех усилий, потенций, стремлений, воплощаемых в жизнь. Самоосуществление непременно сопровождается внутренним утверждением себя и своих результатов, внешним признанием и доверием людей.

Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаимных коммуникациях [3]. Самоосуществление ребенка в образовательном процессе - это воплощение учащимся собственных стремлений, потенций посредством получения образования в условиях конструктивных, способствующих его осуществлению отношениях учителя и ученика.

  1. В процессе самоосуществления человек познает себя. Самопознание как базовая основа осуществления себя способствует возрастанию целостности и гармоничности проявлений учащегося как субъекта действий. Самопознание дает учащемуся и потенциальную возможность совершенствования во взаимодействии с педагогом, другими людьми. Понимание своих способностей, сил, успеха-неуспеха, потенциалов ведет к личностной интеграции, целостности человека.
  2. Самоосуществление - это всегда выбор, но это всегда правильный выбор и правильное решение. Причем, выбор не только действия, но и выбор своего "Я". Любой выбор есть всегда выбор своего "я", - подчеркивает С.Кьеркегор. Выбрав свое "я", человек открывает свою неповторимую историю. Каждая история отличается от всех других, так как слагается из бесконечного множества отношений к людям, миру. Для того, чтобы выбрать себя самого, нужно обладать мужеством: выбор способствует наибольшему обособлению человеческой личности. Но благодаря выбору человек "еще крепче срастается с корнем, на котором рядом с ним держится и все человечество" [2].
  3. Самоосуществление дает возможность правильно выстраивать отношения с другими людьми. Ведь именно утверждение себя, своей самости, уверенность требуются человеку для того, чтобы вступить в отношения с другим. Человека, который способен достичь, и достиг здоровых взаимоотношений с миром и другими людьми на основе своей субъектности, независимости, экзистенциалисты называют аутентичным. С точки зрения экзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать более аутентичным, тем самым, достичь более конструктивных отношений в системе "Я-и-мир". Аутентичная личность - человек, который посредством того, кем он стал, строит новое отношение к социуму и обществу в целом (А.Маслоу).
  4. Самоосуществление - это внутреннее согласие человека, жизнь в согласии с самим собой. Внутреннее согласие выражается следующей фразой: "Всему, что я делаю, я могу сказать "да" (А.Лэнгле). Цель, возможность ее осуществления, внутренняя ответственность за выполнение, ценность моего действия для меня самого - составляющие внутреннего согласия человека.
  5. Самоосуществление - в поиске смысла жизни. Жизнь есть действенность, творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин. Если бы мы могли найти вне нас готовый "смысл жизни", он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. Поэтому искание его есть не праздное упражнение любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, подлинное, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, невозможное без самовоспитания. "Найти" смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения, более того, для его осуществления [6].

Бесспорно, самоосуществление перспективно в социальном развитии, в контексте выстраивания отношений "Я-и-мир". Педагогически перспективно и в личностном развитии, в стремлении достичь личных успехов и самопризнания. Педагогически значимым становится воспитания личности, стремящейся осуществить себя, достичь своих жизненных целей путем собственных усилий.

Одной из возможностей достижения самоосуществления является образование. Именно образование как создание "образа" и обретенная значимость своего "образа" имеют непосредственное отношение к утверждению человеком самого себя, осуществлению своей жизни. Образование наполняет жизнь человека смыслом, позволяет ему стать сильным и свободным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ "МарТ", 2005.
  2. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 
  3. Огурцов А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002.№ 1. 
  4. Франкл С.Л. Смысл жизни. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. 
  5. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. - Новосибирск: НГУ, 1996.
  6. Экзистенциальная психология. Экзистенция. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
 
knopka up