Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ИНВАЛИДОВ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС СОВЛАДАНИЯ С ПРОБЛЕМАМИ БЫТИЯ

В. А. Леденцова

Численность инвалидов в Российской Федерации постоянно увеличивается и составляет около 10,8 миллионов человек, аналогичные тенденции характерны и для Пермского края. Положение людей с ограниченными возможностями считается трудным, что коренится в правовых, экономических, психологических барьерах и др. В результате инвалидности развиваются патологические процессы, нарушающие нормальное функционирование организма и его целостность и, как следствие, вызывающие у инвалида ряб психологических новообразований: потерю уверенности в себе, пассивность, изолированность или эгоцентризм, агрессивность. Данные особенности бытия инвалидов усложняют путь к получению ими "социального гражданства", интеграции в общество.

Однако, здесь возникает вопрос: почему, находясь в одинаковом социальном положении, в условиях трудной жизненной ситуации, часть людей с ограниченными возможностями предпочитают "статус иждивенца", "получателя пособий", а другие становятся полноправными субъектами собственной жизни и жизни общества? Что позволяет инвалидам совладать со стрессами? Современный подход к инвалидности предусматривает все возможности для решения данного вопроса.

Действующая модель инвалидности рассматривает лиц с ограниченными возможностями качественно иначе, чем ранее: являясь объектом реабилитационного процесса, инвалид становится, по существу, еще одним деятельным участником социальной реабилитации. В качестве цели социальная реабилитация рассматривает восстановление и развитие социального субъекта, активного и саморазвивающегося, преодолевающего трудности своего бытия, совладающего с ними.

Совладающее со стрессом поведение или копинг, как отмечает Т.Л. Крюкова, "позволяет субъекту справиться со стрессом с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации и оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией - ее изменение (когда она поддается контролю) или приспособление к ней (в случае, когда ситуация не поддается контролю). Совладающее поведение есть зеркало субъектной активности человека, а не пассивное отражение качеств личности и особенности жизненной ситуации, с которой столкнулся человек" [2; с. 57-58].

Копинг-поведение, согласно А.А. Волочкову, есть "ответ на внешний или внутренний вызов субъектности. Копинг-поведение является сложным комплексом активности субъекта в сочетании с его индивидуальными особенностями и опытом. В противодействии стрессу участвует не только личность - активна вся индивидуальность!" [1; с. 253].

Активность, в исследованиях целостной активности субъекта жизнедеятельности Пермской психологической школы Мерлина-Вяткина, принято понимать как "универсальный способ, форму и меру природно-социальных взаимодействий, в ходе которых человек развивается и проявляется преимущественно как субъект (прежде всего в плане преобладания внутренней детерминации над внешней)" [1; с. 72]. В этом ключе, социальную активность инвалида можно понимать как качественно-количественную меру взаимодействия инвалида с особенностями его бытия.

Инвалид является человеком с ограниченными возможностями и, как следствие, обладает ограниченным набором ресурсов для преодоления жизненных трудностей. Отрицательные переживания (тревога, разочарование, раздражение и др.) сопровождают инвалида в трудных, иногда непреодолимых ситуациях его бытия, однако, данные ситуации возникают в жизни каждого человека и характеризуют развитие личности. В зависимости от отреагирования субъекта данные ситуации могут приводить не только к затруднению формирования личности, деформации ее отношений с окружающими людьми, но и вызывать активность, направленную на преодоление возникающих трудностей.

В связи с этим, следует отметить, что потенциально именно социальная активность инвалидов может быть ресурсом их совладания с проблемами бытия. Эффективное совладание со стрессами ведет к увеличению психосоциальной компетентности субъекта и повышению его психологического благополучия, что весьма значимо при реабилитационной работе с людьми с ограниченными возможностями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волочков, А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход [Текст] / А.А. Волочков. - Пермь, 2007. 
  2. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы [Текст] / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М., 2008.
 
knopka up

 

Joomla SEF URLs by Artio