Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Е. В.Корякина

Современный период в жизни страны характеризуется глубокими, интенсивными преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Они затрагивают всех без исключения людей, и прежде всего для представителей коммуникативных профессий – «человек – человек», которые в первую очередь призваны соответствовать модели новых социально одобряемых отношений конструктивного диалога и сотрудничества.

Именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения эмоционального выгорания. Речь идет о необходимости быстро восстановиться после разговора с трудным клиентом, настроиться на беседу с новым клиентом, иметь какие-то способы защиты, чтобы не стать уязвимым для партнера-манипулятора. Сталкиваясь достаточно часто с клиентами-манипуляторами (в сфере обслуживания), с жалобами, претензиями или человеческим горем (социальные работники), с неожиданными проявлениями чувств, с вызывающим поведением, необходимостью постоянно удерживать внимание класса и управлять его активностью (учителя), со стремлением партнера "играть на выигрыш, используя любые средства" (менеджеры), профессионалы действительно оказываются беззащитными.

Специалисты в области выгорания сходятся на том, что развитие «выгорания» не ограничивается профессиональной сферой и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, его взаимодействии с другими людьми, в других ситуациях его бытия.
Бойко В.В. рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [3].

А. Storr (1980) выделяет несколько важных, на наш взгляд, последствий эмоционального выгорания:

  • угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах;
  • отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
  • угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией [1].

Таким образом, в условиях нашей социокультурной системы «эмоциональное выгорание» формируют вредоносные эффекты, создающие барьеры в профессиональной и личностной деятельности. Р.М.

Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы:

  • изменить или ликвидировать проблему;
  • уменьшить её интенсивность за счет смещения своей точки зрения на неё;
  • облегчить её воздействие с помощью включения различных психокоррекционных методик.

Н.В.Кузьмина на основании проведенных ею психологических исследований, заключила, что одним из условий эффективности и продуктивности деятельности является высокий уровень саморегуляции. [2, с. 85]. В качестве рабочего понятия «саморегуляция» мы понимаем, сознательный, целостный процесс, направленный на адекватное восприятие внешней среды и поддержания общей продуктивной активности ради успешного достижения значимой цели. С этой точки зрения саморегуляция – это не только способ "взять себя в руки", а техника, позволяющая почувствовать собственные внутренние "движения" и последовать в этом направлении.

Психологи-практики постоянно сталкиваются с запросами на саморегуляцию, причем особенно часто речь идет не о неумении расслабиться, а о способности регулировать, изменять свое состояние в процессе общения, взаимодействия. Сравнивая европейские и американские методы саморегуляции, можно отметить, что первая группа методов ориентирована на активизацию психических процессов, воздействием слов и мысленных образов. Во второй группе методов преобладает физическое начало – регуляция тонуса скелетных мышц и дыхания, посредством чего и достигается косвенное воздействие на психическое состояние. При этом регуляционные процедуры направлены либо на помощь в достижении релаксации и глубокого отдыха, либо, наоборот, на быструю мобилизацию человека.

Таким образом, для реализации задач современного периода нужны компетентность, профессиональные знания и навыки, искусство ориентироваться в сложной обстановке и принимать правильные решения, владение техниками регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. – М., 1999.
  2. Моцкин, Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Моцкин [и др.]. – СПБ., 2006.
  3. Практическая психодиагностика. Методика и тесты [Текст]: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара, 2004.
 
knopka up