Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ


Н.А. Велумян

Дальнейшее развитие России во многом зависит от степени профессионализма ее граждан. С этой целью для повышения уровня профессионализма в нашей стране проводятся активные реформы общеобразовательной школы, ставящие своей целью формирование будущего профессионала еще со школьной скамьи. Профессиональное самоопределение подростков – сложный и многоступенчатый процесс, зависящий от большого количества факторов. Пожалуй, самым важным и самым влиятельным фактором выбора профессии была и остается для ребенка родительская семья, как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает на самых ранних этапах своего развития, будучи наиболее восприимчивым к социальному и физическому окружению. Семейные условия, включая социальный статус родителей, род занятий, уровень образования в значительной мере могут предопределить профессиональный путь ребенка, являясь как источником возможностей, так и ограничением выбора.

Под влиянием семьи складывается исходная матрица отношений ребенка к миру профессий и к себе, как будущему субъекту деятельности. На первое место здесь выступают предпочтения и планы родителей, «сценарии воспитания», «скрипты» будущих профессий. 

Целью настоящего исследования было: 

1. Выявить степень влияния различных источников информации (мнения родителей, учителей, кино, друзей и т.д.) на профессиональное самоопределение старшеклассников;

2. Установить роль профессионального статуса родителей в формировании профессиональных предпочтений подростков;

Данное исследование является частью трехлетнего лонгитюдного проекта по изучению факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения школьников. На первом этапе исследование было проведено на учениках девятых классов средней общеобразовательной школы (г.Москвы). В исследовании приняло участие 65 человек, из них 43 девочки и 22 мальчика. 
Для исследования влияния семейных факторов нами были разработаны специальные анкеты, касающиеся различных аспектов семьи изучаемых школьников. В первой анкете оценивалось мнение самих школьников, какие факторы могут оказать и оказывают влияние на их профессиональное самоопределение (родители, школа, подростки, кино и т.д.). Во второй анкете содержались вопросы, касающиеся семьи (статус, материальное положение, образование и профессия родителей и т.д.). Вопросы третьей анкеты уточняли профессиональные предпочтения школьников (дальнейшее образование, его направленность, будущая профессия и т.д.).

В результате исследования было установлено, что родители оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор подростка. Так, 47% опрошенных (21 девочка, 10 мальчиков) считают мнение родителей о профессии самым значимым фактором. Наиболее велик авторитет матери – активную помощь от нее получают 52% участвующих в исследовании школьников (11 девочек, 5 мальчиков), второе место после матери в ряду помощников занимает отец - 33% (6 девочек, 4 мальчика), по признанию 15% (4 девочки, 1 мальчик) в состав советчиков также включены близкие родственники.

28% опрошенных (11 девочек, 7 мальчиков) в профессиональных предпочтениях были ориентированы на реализацию детской мечты (под влиянием прочитанных художественных книг, кино), 12% (5 девочек, 3 мальчика) обосновывают свою будущую профессию, опираясь на прочитанную профессиональную литературу. Только 6 % (3 девочки, 1 мальчика) в выборе профессии прислушиваются к советам учителей. 5 % (2 девочки, 1 мальчик) считают важными мнения друзей, 2 % (1 девочка) признают важным фактором моду в выборе профессии.

Приведенные результаты подтверждают представление о важнейшей роли семьи (родителей) на процесс профессионального самоопределения подростков, особенно авторитетным является мнение матери.

Дальнейшее исследование было направлено на изучение профессионального статуса родителей и его отражения в предпочтениях старшеклассников.

Было установлено, что у 54% опрошенных (23 девочки, 12 мальчиков) родители не имеют высшего образования, у 39% школьников (17 девочек, 8 мальчиков) родители имеют высшее образование, 7% (3 девочки, 2 мальчика) живут в семье, где только один родитель имеет высшее образование.

Несмотря на тот факт, что основная часть исследуемых родителей не имеет высшего образования, большинство из них хотели бы, чтобы их ребенок получил высшее образование (81%). Количественная оценка предпочтений у опрошенных школьников также указывает на то, что большинство из них также мечтают о получении высшего образования - 86% (39 девочек, 17 мальчиков). В ответах на вопрос «Хотите ли Вы получить высшее образование?» проявилось наибольшее влияние семейных установок. Практически у всех школьников родители предпочитали, чтобы их дети имели высшее образование. В этом факте отчетливо выступает влияние семьи на процесс формирования профессионального самоопределения школьников.

Сопоставляя полученные результаты с профессией и образованием родителей, было установлено, что у детей, родители которых имеют высшее образование, выбор будущей профессии совпадает с профессией одного из родителей, в 28% случаев (5 девочек, 3 мальчика). У 59 % (12 девочек, 6 мальчиков) предпочтение в выборе профессии отдается не конкретной профессии (папа – стоматолог, сын – стоматолог), а выбирается только тип профессии одного из родителей (папа – стоматолог, сын – хирург или терапевт).

У детей, родители которых не имеют высшего образования, диапазон выборов значительно шире и не ограничен родительскими профессиями (родитель – маляр, сын мечтает быть экономистом). Более того, у родителей, не имеющих высшего образования, дети, как правило, не хотят работать в той же профессии, что и родители (мать – уборщица, дочь мечтает стать юристом). Из 35 случаев необразованных родителей только в двух случаях ребенок захотел повторить профессиональный «скрипт» матери или отца (мать – парикмахер, дочь – парикмахер; отец – водитель, сын – водитель).

Приведенные данные дают основания предположить, что родители, имеющие высшее образование, осознанно или бессознательно задают рамки для выбора профессии школьнику. Ребенку, родители которого не имеют высшего образования, предоставлено больше свободы и возможностей в выборе будущей профессии. 

Предполагается дальнейшее наблюдение за опрошенными школьниками в 10 и 11 классах с целью подтверждения выдвинутых наблюдений.

 
knopka up