Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

 

РИСКИ НЕБРЕЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

О.В.Лукьянов
Аннотация
 
Феномен небрежности по отношению к жизни (экзистенциальной небрежности) является основанием для понимания сложных современных психологических явлений. Экзистенциальная небрежность является специфическим измерением, позволяющим увидеть, как человек действует в контекстах изменений жизни, когда он является не индивидуумом, а бытием-в-мире - выбором и ответом, определяет структуру экзистенции, «создает реальность». Экзистенциальная небрежность, взятая в качестве предмета психологического исследования и практики, расширяет проект экзистенциальной психологии и терапии в сферу предпринимательской активности современного человека.
 
Трудность проявления бережности (неумение отличить вовремя плохое от хорошего)
 
Важнейшим умением и условием осмысленной жизни является умение отличать хорошее от плохого. Именно к этому умению во многом сводится все многообразие современных образовательных, помогающих, консалтинговых, тренинговых практик. В сложном и усложняющемся мире нет универсальных принципов, техник или алгоритмов для этого, но необходимо и возможно умение конкретного человека в конкретное время отличать хорошее от плохого в самых разных, иногда новых, а иногда не совсем определенных, формах.
 
В истории человека и человечества можно обнаружить различные тенденции в понимании того, как это делать. В каждую эпоху люди окружали себя догматизированными  представлениями на этот счет. И эти представления устанавливались, отменялись, возвращались, что показывает нам их временную природу не только в масштабах исторических общностей, но и в масштабах  единственной человеческой жизни. Человек – это тот, кто присутствует в изменениях и сам эти изменения производит, но тот, кто меняется под давлением обстоятельств, как флюгер меняет свое направление под каждым порывом ветра – не человек, или не совсем человек, карикатура на человека.
 
В установлении норм, ценностей, правил и приличий происходили и происходят революции, и в жизни всегда имеет место нарушение норм и правил, отмена и невыполнение условий, невыполнение договоренностей, отмена привычек. Радикальные изменения всегда переживаются как драма и имеют смысл только тогда, когда они направлены на воспроизводство жизни. Именно воспроизводство жизни выступает основанием и смыслом в ситуации изменений жизни. Изменения, не обоснованные процессом воспроизводства жизни – метафизические преступления. 
 
Благом является и здоровый консерватизм, уверенность, надежность, и своевременное реформаторство, вера, творчество, но в конкретных переходах между эпохами и реформаторы и консерваторы, и взрослые и молодежь становятся революционерами, творцами, инициаторами нового времени. И революционеры беспощадно разрушают созданное их предшественниками. Современный человек – потомок эпохи революций, которая завершена в масштабе государств и экономических систем.  Сегодня мы совершаем революции в масштабе наших индивидуальных судеб. Мы или совершаем революции вовремя, и тогда наша жизнь продолжает развиваться, или мы теряем права и свободы, регрессируя в различных отношениях. Часто в психологическом отношении регресс начинается раньше, чем в социальном или физическом. У человека, бывает, еще есть настоящее, но уже практически нет будущего, поэтому в психологическом отношении настоящего у него тоже нет, а есть только текущее здесь и теперь. В жизни такого человека нет полноценного риска, а есть только отложенный, отсроченный вред. Жизнь – хрупкая штука, но, перефразируя классика, дело не в том, что она хрупкая, а в том, что она внезапно хрупкая.
 
Вопрос о смысле жизни и преодолении самовозникающего абсурда, интенсивно обсуждавшийся в экзистенциальной психологии двадцатого века, сегодня встает с новой остротой и в более динамичной форме. Сегодня важно вовремя найти ответ не столько на вопрос «в чем смысл жизни?», сколько на вопрос «ради чего стоит менять свою жизнь?». Соответственно изменяются и акценты психологической, религиозной, предпринимательской, а вместе с ними и помогающих, образовательных, тренинговых практик.
 
О. Розеншток-Хюсси справедливо отмечал, что господствующие в ту или иную эпоху представления о том, какой должна быть жизнь, всего лишь временные тенденции, показывающие на актуальную необходимость формирования способов воспроизводства жизни. «Ученому изменить свой метод труднее, чем целой нации изменить свою религию», писал он. Но насколько легко или трудно изменить нам метод жизни? В нашу эпоху развития технологий самого разного уровня, включая гуманитарные, не такими значимыми становятся глобальные религии, науки, идеологии. Не так важна причастность к конкретной культуре или конфессии, классу, профессии или образованию. Это часто вопрос личных предпочтений и вкусов, чем преемственности, родства, спасения. Важнее индивидуальные религии, индивидуальные культуры, индивидуальная ответственность. Именно они спасают или убивают. Но именно ответственность за индивидуальную культуру выступает тем аспектом жизни, от которого склонен бежать современный человек, избегая тем самым актуальных тенденций развития и вызовов жизни. Мы более склонны жить в культурной среде, потреблять ее, чем творить свою индивидуальную культуру. Творчество среды и культуры – дело совместное, и индивидуализм, свойственный психологии эпохи потребления, этому противоречит.
 
Экзистенциальная небрежность – основа «глухоты» к требованиям жизни
 
Одним из способов избегания актуальных тенденций развития и императивов современности является небрежность по отношению к жизни. Не просто небрежность в поведении или небрежность по отношению к вещам или сущностям, а небрежность по отношению к тайне становления жизни, небрежность в мышлении, в понимании своей экзистенции, своего бытия-в-мире. Небрежность к возможностям и небрежность к обязанностям, к ограничениям и самоограничениям, к своим чувствам и чувствам других, к ожиданиям и оригинальности. Небрежность по отношению к жизни – основа психологического антропогенного комфорта. Небрежность неизбежна, но ее надо избегать; небрежность -  это не проблема, а риск.
 
Вторая половина XX века проявила тенденции к осознанию рисков непринятия человеком ответственности, в том числе персональной, за свою жизнь. Как известно, риски, в отличии от проблем, не могут быт устранены, а всегда аккумулируются. И мне видится, что в наше время к осознаваемым, чаще, к сожалению, не достаточно хорошо, но, по крайней мере, известным на словах, рискам непринятия ответственности за жизнь, прибавляется риск небрежного отношения к модусам и элементам жизни, что значительно усложняет и риски, связанные с ответственностью, то есть связанные с личностным ростом, личностными компетенциями и т.д. Риски небрежности в современной жизни, кроме всего прочего, связаны с тенденциями саморазвития, то есть с тенденциями взросления, роста благополучия, прогресса и пр. Саморазвитие может быть аутентичным, то есть ведущим к осмысленности и благополучию, и неаутентичным, то есть ведущим к растерянности, тревожности, усталости (как в анекдоте: «Святой отец, а я правильно живу? – Живешь-то ты правильно, но напрасно»). И решающим вопросом, определяющим тенденции саморазвития, является именно небрежность по отношению не собственно к вещам или словам, а посредством небрежности к ним в отношении экзистенции, бытия-в-мире, жизни. Небрежность по отношению к жизни – это базис, на котором строится все то, что мы ассоциируем с ответственностью, свободой, комфортом и успехом.  
 
Небрежность по отношению к экзистенции – это особый момент выбора. Выбора между Небом и Землей. Выбора, который определяет доступ к основаниям жизни, в том числе к смыслу. Для примера рассмотрим такой важный феномен, как фантазия. Небрежная фантазия, небрежное фантазирование о жизни – это трата времени в лучшем случае и метафизическое преступление в худшем, с множеством вариантов интерпретации, лежащих между ними. А вот точная фантазия – это то, что Гете определял как гениальность. По отношению к фантазии точность является формой и условием преодоления небрежности. А небрежность фантазии может иметь много качеств, среди них и масштабность, и незавершенность, и дерзость, и вообще все, кроме точности. Небрежность фантазии неизбежна, но нам нужна точность фантазии.
 
Для понимания рисков небрежности нам не достаточно сказать, что к жизни надо относиться бережнее, это тоже может быть формой небрежности. Для преодоления небрежности фантазирования надо не бережно относиться к своим фантазиям, а точно фантазировать, то есть практиковать гениальность.
 
Эмоциональная небрежность. Каждый человек знает, сколько опасности несут в себе небрежно выражаемые эмоции. Но наивное «бережное» отношение к эмоциям не менее вредно. Что бы в эмоциональных формах жизни (эмоциональных переживаниях) избегать небрежности, необходимо созерцать жизнь эмоционально. И такая форма эмоциональности называется интеллектом. Эмоциональная небрежность преодолевается уважением к мышлению.
 
Иными словами я хочу сказать, что антиномия небрежности и бережности по отношению к экзистенции скрывает различные формы открытости бытию, ответственности за бытие, воспроизводство бытия. Именно поэтому имеет смысл говорить не о проблемах небрежного отношения, а о рисках небрежности в современной жизни.
 
Многообразие экзистенциальной небрежности
 
Риски небрежности мы можем наблюдать во многих сферах. Во всех видах рисков мы можем выделить два аспекта: опасность (возможный вред) и возможность (возможная прибыль). Для управления рисками небрежности необходимо понимать и то, и другое, стараться избегать опасности и принимать возможности. Рассмотрим самые, казалось бы, безобидные из этого рода рисков. Например, небрежность в мечтах. В одной из обучающих программ студенты и выпускники томских вузов упорно отстаивали свое право мечтать о дорогой машине, большом доме, роскошной свадьбе и пр. Что в этом рискованного? То, что это – не мечты, а всего лишь небрежные фантазии, возведенные в ранг мечты. Чтобы мечтать, надо знать, чем мечта отличается от цели, плана, фантазии, желания. Надо проявить бережность к пониманию тенденций развития жизни и к способам ее воспроизводства. Необходимо увидеть небрежность и выбрать ту форму небрежности, которая действительно является мечтой.
 
Если постройка дома – это реальная цель, то размышления и разговоры о нем имеют смысл. Но в качестве цели дом подразумевает проектирование, реализацию проекта, издержки, план и пр. Особенно хочу обратить внимание на издержки временные. Для достижения цели надо иметь время. А в качестве небрежной мечты дом не подразумевает ничего, кроме потери сил, времени, возможностей. Заметив это, некоторые молодые люди отказываются мечтать, что есть такое же проявление небрежности, как и пустое мечтательство. Современным людям не так просто понять, что такое мечта в действительности, потому что они не способны достаточно для данного момента бережно отнестись к жизни, то есть усмотреть риск небрежности, устранить опасности и принять возможности. Именно бережность по отношению к жизни позволяет понять, что мечта не бывает о вещах, она всегда о жизни (в том числе о жизни с вещами) и небрежность превращает мечту, которая могла бы спасать, в глупость.
 
В наше время большое внимание привлекают альтернативные критерии благополучия. В противоположность идее о том, что основанием для роста благополучия является рост производства, ищется что-то иное, к чему стоит применить предпринимательскую активность человека. Рост производства и соответственно потребления – форма небрежности, которая стала в большей степени опасна, чем другие формы для воспроизводства жизни. Нужна иная форма небрежности, менее опасная и вредная, но такая же потенциализирующая, развивающая. Что может быть более реально, чем потребление? Я предлагаю предположить, что одним из предметов современного предпринимательства является экзистенциальный опыт.
 
Экзистенциальный опыт как предмет предпринимательской активности
 
В каждую новую эпоху самая главная задача – это создание нового человека (нового типа человека). В современную нам эпоху жизнь также требует новый в социальном отношении тип человека. Это не новый во всем человек, это человек по-новому, адекватно современным условиям, обеспечивающий формы воспроизводства жизни. Эксплуатация жизни (растений, животных, предыдущих и будущих поколений) – это уже прошлое, сегодня надо воспроизводить жизнь. Об актуальности нового уровня психологической проблематики говорят актуальные вызовы. Сегодня нужно найти ресурс, позволяющий создавать системы сбережения разнообразия (видового, творческого, культурного, бытового и т.п.). Поскольку современная наука признала принципиальную неравновесность живых систем, возникает вопрос: как обеспечить устойчивость их развития?
 
Продолжительность жизни человека эксплуатирует жизнь земных организмов. Увеличение продолжительности жизни неразрывно связано с увеличением численности людей. Увеличение численности ведет к унификации. Например, к унификации процесса потребления. Потребление истощает природу, землю. Значит, надо как-то воспроизводить землю. Производство эксплуатирует жизнь физических элементов. Увеличение производства неразрывно связано с уничтожением среды. Значит, надо воспроизводить среду. Аналогично можно сказать про образование, досуг, культуру и пр..
 
Воспроизводство жизни – это не только техническая проблема, но, в большой степени, психологическая, неразрывно связанная с бытием человека в мире, с его экзистенциальным опытом. Выдвинем предположение: современная ситуация требует принятия экзистенциальной психологии и экзистенциального опыта как предмета предпринимательской активности, активности по созданию систем воспроизводства жизни. Для этого практики экзистенциальной психологии необходимо пересмотреть в более прагматичном ключе, чем это было до сих пор.
 
 В общем, я бы хотел представить размышления о том, как расширить культурный проект экзистенциальной терапии и психотерапии (который, кстати, по мнению некоторых авторитетных специалистов, в России именно как культурный проект не состоялся) до проекта предпринимательства в сфере экзистенциальной небрежности.
 
Предварительно выдвинем гипотезу, что имеет место рынок небрежности – временные условия, в которых можно относительно безопасно и с прибылью пренебречь своей или чужой жизнью в определенной форме. На этом рынке предлагаются продукты, обеспечивающие управление опасностями и возможностями (рисками) различных типов небрежности к жизни (бытию в мире). Как и положено, на этом рынке возникает спрос на условия небрежности к жизни, то есть на продукты и услуги. Спрос нарастает и расширяется благодаря тенденциям развития, уменьшающим разнообразие форм существования и соответственно проблематизирующим жизнь конкретных индивидуумов и организаций. Возникает прибавочная стоимость, когда предприниматель берет конкретный вред от небрежности, превращает его в риск, добавляя к нему некоторую конкретную пользу и уменьшая опасность (вероятность некоторого конкретного вреда). Соответственно возникают и все необходимые элементы производства, о которых не здесь.
  Но можно все это выразить и проще: кто-то должен вовремя помогать отличать плохое от хорошего.
 
Экзистенциальная психология – альтернативное основание благополучия
 
Начнем с метода. Как известно, экзистенциальная психология не настаивает на приоритете технических составляющих метода, обозначая в качестве важного модальные характеристики. И модальные характеристики метода экзистенциальной психологии можно обобщить как целесообразные варианты редукции менее живого в пользу более живого (живое имеет здесь значение наиболее полноценного, развивающегося и действительного, а не узкобиологическое значение, исключающее из живого все, что не вписывается в представления об органической жизни). Экзистенциальный подход позволяет включать в сферу понимания гораздо больше временного, динамического, усложняющегося, чем подходы не экзистенциальные, поскольку принцип обновления, взятый как метод и предмет, открывает возможность включения в поле восприятия всего возникающего, а не только того, что соответствует гипотезам восприятия. Вероятно, следует заметить, что метод экзистенциальной психологии при всем вышесказанном противостоит популярным сегодня виртуальным и кибернетическим подходам, которые не имеют дело с бытием в мире, а ограничиваются отражением мира в бытии,  и эта разница принципиальна. 
 
 Метод экзистенциальной психологии позволяет обращать внимание на возникающие риски небрежности и, понимая их, предпринимать ответственные действия. Иные современные методы, построенные на принципах развития, самоорганизации, системного усложнения, неравновесной динамики и т.д., могут быть полезны для решения ряда задач, но не позволяют управлять рисками небрежности. Простой пример: физики-ядерщики не могут контролировать военное применение своих разработок, а авторы изобретений практически не могут контролировать соблюдение авторских прав.
Экзистенциальная психология – метод, позволяющий увидеть вред от небрежности более многообразно, феноменологически точно, и увидеть его больше, чем иные подходы.  Поэтому экзистенциальная психология может, и я думаю, должна стать значимым интеллектуальным ресурсом современного предприятия, работающего на рынке небрежности.
 
Цели. Традиционное представление: в психотерапии цель связана с реализацией интересов клиента, в предпринимательстве - с получением прибыли. Это яркий пример управления риском небрежности по отношению к жизни. И психотерапевт не безразличен к получению прибыли (прибыль не обязательно выражается в денежном исчислении), и предприниматель рискует не только деньгами, но и строит свою полезную кому-то жизнь. Ив психотерапии, и в предпринимательстве цели, их определенность, точность, реалистичность играют большую роль. Что позволяет по отношению к целям экзистенциальная психология?  Экзистенциальная психология позволяет не только правильно ставить цели, но и принимать путь к цели и основания пути, то есть создавать механизм обратной связи, делать цель живой. Именно принимать путь, а не проходить его или оптимизировать. То есть опираться не на технические средства, а на аутентичность обратной связи, на смысл.
 
Известно, что неудачники собирают целые библиотеки книг об успехе, а те, кто действительно достигают успеха, обходятся и без них. Чего же не хватает в книгах? Я изучил несколько десятков книг для предпринимателей о лидерстве, достижении успеха, позитивном мышлении и пр., и в каждой из них аспект принятия пути к цели занимал важное место, но предполагалось, что это область субъективного, что человек сам должен видеть свой путь и все. Мол, можно рассказать зачем, рассказать, как было у других, но надо самому принять ответственность, сделать это психологическое действие. Но принятие в современном мире – это не простой и не чисто субъективный феномен. Причина его усложнения в потере традиционных экзистенциальных оснований и необходимости опираться на сам процесс изменений в жизни. Экзистенциальная психология полезна тем, что позволяет обеспечивать необходимый уровень устойчивости процесса принятия пути к цели -  и всего остального тоже.
 
Принятие само по себе достойно особого внимания. Здесь я только коротко отмечу, что важной особенностью этого феномена является его не длительностный, а симфонический характер. Нельзя принять, скажем, факт своей неудачи и не принять при этом своих чувств, своих ошибок, своей ответственности.
 
Ценности. В психотерапии ценностью являлась правота, в предпринимательстве – успех. Это также пример проявления небрежности, выбора ее конкретной формы. Психотерапия без успеха – странное занятие, и циничное стремление к успеху -  на самом деле жизненная неудача. Предпринимательство без экзистенциальной психологии – игра. Пока игра длится, в ней есть смысл, но когда игра заканчивается, что происходит с призами? Экзистенциальная психология может обогатить предпринимательство ценностями жизни. Вряд ли кто-то скажет, что не нуждается в этом. Важно понимать, что это не вопрос о решении проблемы «на уровне ценностей», речь идет о риске пренебрежения жизнью при решении вопросов о ценностях.
 
Мы встречаемся с проявлениями небрежности к жизни. Мы вынуждаем других людей пренебрегать их жизнями, и позволяем им пренебрегать нашими. Мы наслаждаемся риском контроля над процессом пренебрежения жизнью, как это происходит, например, в экстремальных видах спорта или стремлении к рекордам. Небрежность по отношению к жизни пронизывает и работу, и отдых современного человека. Небрежность – не всегда проблема, но она всегда риск. Точное феноменологическое понимание небрежности, своевременная квалификация ее формы и структуры может стать методом исследования и управления человеческим поведением в моменты изменений. Это делает психологию выбора, принятия решений, свободы, ответственности, устойчивости развития т.д. более оперативной, прагматичной, практичной и фундаментальной. Повышает степень системности в ориентации на рынках психологических услуг. Интенсифицирует процессы профессионального обучения и психологического образования.
 
Заключение
 
Квалифицировать экзистенциальную небрежность, создать условия для ее устранения или контроля, минимизировать вред и максимизировать пользу от проявления экзистенциальной небрежности, феноменологически описать экзистенциальную небрежность, чем подготовить пользу для оптимизации процессов работы с ней – это современные задачи для практической психологии, пришедшие на смену задачам разрешения личностных проблем, то есть помощи в решении индивидуальных задач роста   производства и потребления материальных и психологических благ. 
 
knopka up