Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ РИСКИ В КАДРОВОЙ РАБОТЕ

Т.Ю.Осипова 

Одно из определений понятия «риск» подразумевает характеристику ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий [2]. Вероятность наступления неблагоприятных последствий увеличивается при возникновении негативных эмоций в ситуации социального взаимодействия. Таким образом, возможно, рассмотреть деятельность по управлению персоналом как ряд действий, связанных с риском возникновения  негативных эмоций у объекта и субъекта управления.

В теории и практике управления персоналом до последнего времени внимание уделялось лишь одному эмоциональному состоянию-стрессу. Остальные эмоции, играющие важную роль в трудовой деятельности, а тем более управление ими не рассматривались. Поскольку современное управление персоналом становится все более психологизированым, активно использует психологические и даже психотерапевтические практики, а также в связи с характерными для рыночной экономики нестабильностью, кризисами и инновационным развитием считаем, что все более актуальным становится вопрос об управлении эмоциями, как отдельного работника, так и группы, коллектива в целом. Отметим, что теоретических работ по данной проблематике и сведений о практическом опыте в этом направлении нами не обнаружено.

Для исследования нами были выбраны три эмоциональных состояния, появление которых делает рискованным исход управленческого воздействия: стресс, страх и зависть. Нами была разработана анкета для изучения факторов, влияющих на их возникновение, степень выраженности и воздействия на работоспособность.

Всего в опросе приняло участие 59 человек, из них мужчин - 59%, женщин -41%. Все опрошенные являются работниками негосударственных предприятий г. Кемерово и Кемеровской области. Большая часть опрошенных среднего возраста - 26-46 лет (56%), со стажем работы на предприятии от 3 до 10 лет (59%) и относящиеся к категориям специалисты и технический персонал (69% и 21% соответственно). В выборке 10% руководителей разных уровней, в основном женщины, в возрасте 41-55 лет, со стажем работы 10 и более лет.

Стресспредставляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Стресс имеет как негативное, так и позитивное влияние на человека. Отрицательное влияние более изучено и установлены его связи с рисками возникновения утомления, чувства опасности, ослабления умственных способностей, повышения кровяного давления, пассивного отношения к работе, снижения уровня организованности, нарушениями трудовой дисциплины ит.п.  Это приводит к потерям для организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников. Стресс может способствовать мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей.

В любом коллективе не обходится без зависти. Данная эмоция чревата рисками ухудшения личных и рабочих отношений с коллегами и руководством, снижения качества и количества работы, роста конфликтности в рабочей группе. Зависть - это проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные, либо воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.),  воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.

Зависть в коллективе может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: «Раз у меня этого нет, значит, я хуже его». Осознание сотрудником более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые сотрудники могут стать буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства, как следствие, снижение работоспособности и производительности труда.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий коллега или подчиненный прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. У части персонала появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении неравного положения с другими: чтобы, например, руководитель потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими Таким образом возникает риск дестабилизации организации, снижения управляемости ею. Также зависть может перейти в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. Что совершенно не допустимо с точки зрения поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие. К внешним факторам относится близость в статусном положении. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близкостоящих на социальной лестнице.

Все люди обладают способностью испытывать страх. Он может быть полезным для жизни и часто оказывается благоприятным. Страх повышает эффективность деятельности человека. Он имеет положительное значение, если ситуация действительно опасна и, благодаря этой эмоции, мы можем правильно реагировать, чтобы выжить.

Если страх начинает превышать необходимый уровень, то способность к эффективной деятельности снижается. В этом случае страх блокирует и вредит личности. Он может привести к потере сознания и панике. Поэтому страх должен быть эквивалентным объективной опасности, чтобы выполнить охранительную функцию. У большинства людей страхи сопровождаются физическими проявлениями, такими как: дрожание, головокружение, покраснение, напряжение, сердцебиение, тошнота, затруднение в дыхании и т.д. [1].

Результаты опроса персонала нескольких предприятий г. Кемерово и Кемеровской области позволили определить уровень стресса, страха и зависти, испытываемых на рабочем месте (таблица 1).

Согласно данным таблицы 1 можно сделать вывод, что страх, стресс и зависть у респондентов умеренно выражены.

 

Таблица 1 – Уровень эмоциональных состояний по результатам опроса персонала предприятий г. Кемерово и Кемеровской области

Эмоция

Уровень эмоций в баллах (% опрошенных)

   0 (мин)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(макс)

Стресс

8

3

28

18

10

20

3

8

-

3

-

Страх

5

19

28

26

11

8

3

-

-

-

-

Зависть

32

18

39

5

3

3

-

-

-

-

-

Рассмотрим риски снижения работоспособности и результатов работы в зависимости от эмоционального состояния работника (таблица 2).

Значимость влияния негативных эмоциональных состояний на сотрудников весьма велика. Наибольшее значение имеет стрессовое состояние, которое характеризуется риском снижения работоспособности для 64% и повышает работоспособность у 21% респондентов.

 

Таблица 2 - Зависимость работоспособности и результатов работы персонала от его эмоционального состояния персонала по результатам опроса на предприятиях г. Кемерово и Кемеровской области (в%)

 

Параметр

Вариант ответа

Да

Нет

Зависимость результатов работы от:

Стресса

87,2

12,8

Страха

59

41

Зависти

23

77

Влияние эмоций на повышение работоспособности:

Стресс

21

79

Страх

3

97

Зависть

39

61

Влияние эмоции на снижение работоспособности:

Стресс

64

46

Страх

69

31

Зависть

69

31

Эмоция страха также возникает у персонала, причем риск ее влияния на снижение работоспособности в процессе труда выше, чем у стрессового состояния. Наконец, зависть в наименьшей  степени, чем вышеуказанные эмоции способна влиять на результаты работы, но риск снижения работоспособности под воздействием зависти равен влиянию страха. Соответственно можно говорить о том, что завистливость выражена у меньшего количества опрошенных (либо не каждый сознается в этом чувстве), но она обладает не менее разрушительной для производственного и управленческого процессов силой.

Итак, риски в кадровой работе, связанные с возникновением негативных эмоциональных состояний у персонала существенны. Ошибки в управлении, способствующие возникновению стресса, страха и зависти, приводят к снижению работоспособности персонала, следовательно, снижению производительности труда и конкурентоспособности предприятия. Коллектив становится менее управляемым, более конфликтным и разобщенным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фраймут И. Страх в работе менеджеров / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2005. – 416 с.

 
knopka up

 

Joomla SEF URLs by Artio