Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

МЕЖДУ ИНФАНТИЛЬНОСТЬЮ И ВЗРОСЛЕНИЕМ: ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКАМИ КРИТИЧЕСКИХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Е.В.Белоногова

Проблема психологического взросления актуальна для современного общества в целом и тесно связана со многими его социальными проблемами: неэффективностью социального управления на всех уровнях, распространением деструктивных форм социального поведения (аддикции, экстремизм, агрессивное, сексуально опасное и делинквентное поведение, социальный конформизм и др.), ростом психологического неблагополучия среди многих слоев и категорий населения. Обретение взрослости подразумевает, помимо всего прочего, осмысление личностью таких экзистенциалов человеческого бытия как жизнь, смерть, время, одиночество, тревога и др. и особое самоопределение по отношению к ним.

Проблемы взросления проявляются в обществе в самых различных обличьях: махровом национализме некоторых лидеров государств постсоветского пространства, позолоченных яхтах российских олигархов, бесконечном карнавале светских тусовок медийных лиц, далеких от реальности простого россиянина национальных проектах и правительственных реформах, даже в кризисе современной финансовой системы, запустившей механизм неконтролируемого производства не подкрепленных реальными ценностями деривативов…

Одним из признаков инфантильного существования является отсутствие извлечения опыта из собственных и чужих ошибок, непонимание происходящего. Деятельность взрослых дядей и тетей зачастую напоминает поведение подростков, вырвавшихся из-под родительского контроля. А что же сами подростки?

Многолетний опыт консультирования в качестве психолога Детской приемной показывает, что более 85% всех обращений связаны с именно проблемным поведением подростков, тинейджеров.

Феноменология проблемного поведения на внешнем уровне разнообразна: пропуски школы, ночевки вне дома, употребление ПАВ, нарушения учебной дисциплины, ссоры с родителями, прекращение посещения секций и кружков, ранний секс, систематическое вранье, суицидальные попытки, безразличие - апатия - пассивность, агрессивное поведение, частые болезни и др.

Однако, за этими дезадаптивными проявлениями, которые "вдруг" появляются у подростков и являются основным источником тревоги родителей и педагогов и поводом обращения к психологу, часто можно обнаружить черты экзистенциального кризиса, который иногда неправомерно списывают на возраст.
Консультирование подростка обнаруживает на внутреннем уровне чувства и переживания, о которых взрослые часто даже не догадываются. Это ощущение: непонимания или неприятия со стороны значимых взрослых, собственной неадекватности, одиночества, несправедливости, неверия в позитивную перспективу, собственной беспомощности и невозможности изменить ситуацию, безответной любви, собственной неполноценности и несостоятельности, бессмысленности жизни, эмоционального дискомфорта (тревога, подавленность, раздражительность), фрустрации потребностей в автономии, самоутверждении, принятии, любви и др.

Обычно ситуации развернувшегося кризиса предшествует внешнее событие или цепь событий, которое взрослые ошибочно считают причиной, вызвавшей дезадаптивные проявления и частично оправдывающей проблемное поведение подростка. Ситуация, послужившая поводом для обращения, переживается самим подростком и воспринимается взрослыми как трудная жизненная ситуация.

События, чаще всего провоцирующие развитие критических проявлений на внешнем и внутреннем уровне, исходя из анализа автора, можно условно разделить на категории: "сложные жизненные ситуации", "школьные проблемы", "личные трагедии" (исключая редкие в нашем опыте случаи клинического патогенеза).

В случаях сложной жизненной ситуации ребенок оказывается невольной жертвой объективных событий: смерть любимого родителя, развод родителей и "борьба" за ребенка, онкологическая или психическая болезнь и госпитализация родителя, чрезвычайные ситуации, аддиктивное и асоциальное поведение родителей, изнасилование, жестокое обращение в семье.

Типичные школьные проблемы: дискриминация и жестокое обращение со стороны сверстников; неуставные отношения в учреждениях интернатного типа; физическое, психологическое насилие, неправомерные санкции, наказание оценками со стороны педагогов; нарушение профессиональной этики со стороны психологов; "манипуляция ребенком" со стороны педагогов и администрации с целью давления на обеспеченных родителей.
Личные трагедии в основном связаны с невзаимной или отвергнутой любовью, предательством друзей, разочарованием в родителях, получением информации об измене одного родителя другому, о собственном усыновлении, осознанием собственной инвалидности или физического дефекта, разочарованием в себе и своих способностях, осознанием низкого социального статуса семьи.

Не касаясь организационных и других аспектов помощи детям в трудной жизненной ситуации, сосредоточим внимание на самом процессе ее переживания. Независимо от наличия и характера психотравматического события, запустившего развитие кризиса, можно обнаружить некоторые общие моменты, позволяющие рассматривать общую ситуацию обращения за помощью как кризис жизненного мира подростка.
Травматическое событие лишь обнажает для него факт, что его мир не таков, каким представлялся ранее. Существующие, часто неосознаваемые, представления о мире и его правилах, себе самом, других людях вступают в противоречие с новыми неприятными фактами. Психологические потребности в столкновении с этой реальностью не находят удовлетворения.

Инфантильный жизненный мир подростка, основанный на принципах удовлетворения потребностей ("принцип хочу" эго-структуры Ребенка) и наивной справедливости (предписания и "принцип должного" эго-структуры Родителя), подвергается угрозе. Сущностные аспекты взрослого мира - ответственность, необходимость волевых усилий, принятие многообразия (в том числе - и негатива) реальности, учет реальности Другого, управление рисками - еще не освоены им, что существенно ограничивает возможность конструктивного преодоления ситуации.

Переживание кризиса - внутренняя деятельность по освоению нового жизненного мира. Обретение новой идентичности, новых позитивных смыслов - основа переживания ситуации, реализация их - путь выхода из кризиса. По сути, для самого подростка - это ситуация выбора между инфантильностью и взрослостью, между миром удовольствия и миром личностной ответственности. Кризис - точка роста для дальнейшего самоопределения подростка, возможности жизнетворчества, построения собственного жизненного сценария, взятие на себя ответственности за собственную судьбу. Родителю же критическая ситуация подростка дает возможность осознать, проработать и преодолеть в консультировании собственную инфантильность.
Однако, есть еще один аспект проблемы: взрослый мир не представляется подростку привлекательным в своих сущностных аспектах, даже если они осознаются (а благодаря современным СМИ он в целом плох - деструктивен, опасен, циничен), поэтому для выбора в пользу взросления ему необходим приемлемый миф о взрослом мире, в котором можно обрести позитивные смыслы.

Но подросток, руководствуясь инфантильным мифом о взрослом мире, стремится получить взрослые привилегии и обрести внешние атрибуты взрослости (свободу от дисциплины, свои деньги, "взрослые" пристрастия), сопротивляясь личностному взрослению и отнюдь не стремясь к принятию ответственности за свои выборы. Родитель же, внешне требуя от подростка ответственного поведения, не готов принять его как самостоятельную личность, признать его право на самоопределение и собственные выборы, строить отношения "на равных".

Следовательно, необходимо определить психологические условия выбора в пользу взросления и преодоления инфантильного мифа, который отличается стойкостью: подросток принимает необходимость ответственности, усилий, и внутренней работы лишь как условий преодоления трудной ситуации - для возвращения в мир, где опять не надо напрягаться.

Примеры же инфантилизма взрослых он видит повсюду: отсутствие ответственности при решении семейных, профессиональных, политических проблем. То есть, пока у нас, по словам известного современного психолога, "взрослых гораздо меньше, чем совершеннолетних". И это один из существенных рисков современности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белоногова, Е.В. Между инфантильностью и взрослением: переживание подростком трудной жизненной ситуации // Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов доверия. (Москва, 25-27 октября 2007 г.) - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - С.15-18.
  2. Белоногова, Е.В. Проблема понимания как извлечения опыта // Понимание. Опыт междисциплинарного исследования / Под. общ. ред. А.А. Брудного, А.В. Уткина, Е.И. Яцуты. - М.: Смысл, 2006. - С.48-52.
  3. Иванченко, Г.В. Неопределенность и риск как антропологические константы современности // Проблемы гуманитарной экспертизы. 2006. - №4. - С.205-207.
 
knopka up

 

Joomla SEF URLs by Artio