Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

КУРС "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" И ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ

И.В. Червоная, В.Б.Тимофеева

На рубеже XX - XXI вв. все население земного шара с особой силой почувствовало непредсказуемость, небезопасность, ненадежность своего существования. Техногенные катастрофы, природные катаклизмы, экономический кризис и другие явления - все это заставляет людей чувствовать себя игрушкой в руках судьбы. Жизнь кажется независящей от воли человека. Подобное состояние не только само по себе тягостно, но еще и создает предпосылки к формированию фаталистического отношения к жизни. Такую позицию нельзя считать конструктивной. Психологами-исследователями описаны такие психические явления, когда причина событий видится во внешних факторах (экстрапунитивные реакции в ситуации фрустрации, экстернальность, ситуативность поведения). И всякий раз авторы подчеркивают неэффективность, неуспешность подобных позиций.

В.Э.Чудновский (2006) предлагает выделять "объективно-предопределенную линию судьбы", а также "субъективно-преобразующую линию судьбы". Проявление субъективно-преобразующей тенденции в поведении человека может значительно снизить или даже предотвратить негативное воздействие объективно-предопределенной линии. Подобное оптимистическое отношение к жизни, где подчеркивается ответственность самого человека за исход событий, встречается у многих мыслителей, философов, психологов и писателей (Макиавелли, Гегель, Шекспир, Горький и многие другие). Но, на наш взгляд, наибольшего звучания и проработки эта тема достигла в творчестве представителей экзистенциальной психологии.

Выдающиеся психиатры и психологи экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер, В. Франкл, М. Босс, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь и др.) считают фундаментальной характеристикой человека способность создавать свое бытие в мире. Человек свободен в выборе вариантов собственной жизни и несет ответственность за их реализацию. Ограничивая возможности своего существования, отказываясь от них или позволяя другим людям и внешним обстоятельствам управлять собой, человек начинает вести неаутентичную жизнь. В.Франкл не только признавал, но и доказал своей жизнью и творчеством, что человек свободен по отношению к своим влечениям, к наследственности и обстоятельствам внешней среды.

Таким образом, основываясь на позиции психологов-экзистенциалистов, мы можем ответить на вопрос классика: "Не стоит смиряться под ударами судьбы, а стоит оказать сопротивленье". Формирование именно такого отношения к трудностям, проблемам, рискам жизни у молодых людей - важная, но нелегкая задача современного образования. Особенно, на наш взгляд, это важно для студентов-психологов, которым предстоит развивать позицию ответственности за собственную жизнь у будущих клиентов. Важная роль в достижении этой цели принадлежит курсу "Экзистенциальная психотерапия", который читается для студентов старших курсов психологического факультета. Знакомство с идеями выдающихся психологов-экзистенциалистов заставляет студентов задумываться над вопросами, которые далеко не для всех из них были актуальны ранее, а именно: о смысле жизни, ответственности за свою судьбу.

Хотелось бы отметить и второй аспект важности курса "Экзистенциальная психотерапия" в подготовке будущих психологов. Яркий представитель экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бьюдженталь, говоря о требованиях к психотерапевту, отмечает, что хороший специалист должен быть зрелой личностью, обладать мудростью, а также искренней готовностью постоянно работать над собственным ростом во всех этих отношениях. Поэтому, встречаясь с позицией выдающихся психологов-экзистенциалистов на тему личностного роста, осознанной работы в этом направлении, без которой нельзя реализовать себя, студенты учатся проявлять внутреннюю, духовную активность в отношении собственной личности.

Исследования показывают, чтобы человек не был зависим от внешних случайных факторов, нужно увеличивать зависимость от обстоятельств, выходящих за ее пределы. Лишь ориентируясь на отдаленный результат, план, человек освобождается от влияния сиюминутных обстоятельств. В качестве такого плана выступает главная цель жизни, ее смысл. В молодом возрасте проблема смысла жизни отличается от ее понимания у пожилых людей, когда она чаще всего сводится к подведению итогов достигнутого. У молодежи она приобретает характер построения жизненных задач, планирования, осознания цели и смысла собственной жизни.

Для изучения особенностей осознания смысла жизни будущих психологов было проведено исследование. В нем приняли участие 32 человека (5 муж. и 27 жен.) в возрасте 19 - 22 лет, студенты факультета психологии. С помощью методики "Экспресс-диагностика социальных ценностей человека" изучались осознанные представления испытуемых о значимых, ценных сторонах жизни, предпочтениях и стремлениях. В результате сложилась следующая картина выборов: наиболее значимыми оказались финансовые ценности (общегрупповой средний балл - 176), на втором месте - семейные ценности (166,7), затем профессиональные (163,7), и интеллектуальные (161,2). Духовные ценности среди иных заняли лишь 6 место (100,7). Результаты методики, на наш взгляд, отражают характерные для данной возрастной группы студентов старших курсов ценностные предпочтения и устремления. Для них являются актуальными финансовые затруднения, поиск спутника и создание собственной семьи, а также приближение окончания вуза и поиски работы.

Вторая методика мини-сочинение на тему "В чем я вижу смысл жизни" позволила более глубоко изучить позиции студентов-психологов на более отдаленные жизненные перспективы, те ориентиры, которые способны придать смысл жизни. Среди ответов первую позицию заняли семейные ценности ("вырастить хороших детей" (назвали 50% испытуемых), "создать крепкую, дружную семью" (46,4%). Для многих важно "любить и быть любимым" (35,7%). Следующими по числу названных ценностей стали те, которые связаны с самоактуализацией ("реализация собственных способностей, саморазвитие личности" (32,1%), "достижение высокого профессионального уровня" (26,4%), "уметь радоваться жизни, ценить все, что есть" (14,2%), "обрести смысл жизни, создать собственную философию и следовать ей" (7,1%), "быть полезным людям" (7,1%). В остальных случаях были названы: "здоровье родных, благополучие родителей" (17,9%), "достижение собственного уважения к личности, а также уважения со стороны окружающих" (7,1%). По одному разу встретились "самообразование, возможность узнавать новое", "возможность делиться своим опытом", "вера", "творчество", "долгая и счастливая жизнь". Лишь два человека в качестве смысла жизни назвали высокооплачиваемую, престижную работу, а также "жизнь в удовольствие, а не в тягость" (1 выбор).

Таким образом, первая методика отражает ценности, необходимые для решения проблем на определенном временном промежутке (финансовые, семейные, профессиональные). Если же респонденты задумываются над тем, какие ценности способны окрасить их жизнь смыслом, то на первый план выходят, наряду с семейными, ценности самоактуализации, личностного роста. Это позволяет сделать вывод, что, несмотря на то, что духовные ценности могут быть неактуальны в короткие отрезки жизни, тем не менее, они оказываются значимыми при построении жизненного плана, придают осмысленность жизни.

В целом это исследование рисует достаточно оптимистичную картину. Возможно, наши студенты еще не стали хорошими родителями, любящими и любимыми, высокопрофессиональными специалистами, но у них есть готовность быть, есть цель, к которой они стремятся. Это способно сделать их жизнь более осознанной, не зависящей от ситуативных воздействий окружающей действительности.

 
knopka up