Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

 ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА И РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

И.Г.Корнилова

 
Тенденции к глобализации и интеграции в экономико-правовых и идеологических контекстах общества лишь маскируют усиливающийся ценностный кризис, последствия которого в гораздо меньшей степени поддаются исследованию в духовной сфере, нежели в социальной. Эпоха кризисов и переворотов лишает будущее известной предсказуемости, заставляет пересматривать прошлое и в настоящем отказывает человеку в приюте и незыблемости фундамента его бытия. В эту эпоху бездомности мир перестает быть домом, отрицая реализацию жизненной программы, пугая отсутствием отклика и понимания норм, принципов, потребностей отдельного человека [1].
 
Согласно статистике, на фоне растущих экономических показателей особенно удручающе выглядит информация о бедственном положении институтов семьи, брака, здравоохранения и социальной политики. Две трети многодетных семей живут за чертой бедности, а по уровню абортов, детской смертности и количеству брошенных детей – Россия лидирует, далеко опережая современные европейские государства. Помимо усиливающегося отчуждения и даже враждебности окружающего мира, человек переживает социальное  и межличностное одиночество, что зачастую приводит его к хронической неудовлетворенности жизнью и душевным расстройствам.
 
Обретая опыт и историю экзистенциального контакта, человек остается в состоянии глубокой изоляции, субъективно переживаемой им как одиночество. Изоляция представляет собой и сущностную характеристику бытия, и состояние индивидуума, подвергающегося разнообразным рискам, связанным, в первую очередь, с базовыми элементами существования: смертью, любовью, ответственностью, свободой и др.
«Отделенность между индивидуумом и миром» рассматривается как причина и условие формирования у субъекта специфических отношений с ним в виде уединения, добровольной или принудительной изоляции, а также тотального одиночества. [2]  Но именно глубинное понимание экзистенциального одиночества позволяет говорить о преодолении враждебности, рисков, отчуждения через опыт пребывания в изоляции и опыт установления открытых искренних отношений.
 
Кларк Мустакас указывал на то, что принятие одиночества лишь усиливает чувствительность, целостность, человечность. Одиночество – состояние ресурсное и умение переживать собственную изоляцию связывается с умением достигать состояния подлинности и потенциала. Однако, движение бытия и осмысленная человеком непрерывность своей жизни и переживаний, определяют естественный финализм одиночества. Одиночество  также усиливает страх остаться наедине с самим собой, страх принятия ответственности за себя, поэтому субъект готов к бегству [3]. Типично бегство в коллектив, стремление раствориться в нём, чтобы получить иллюзию общности и защиты. Однако существует риск остаться неприкаянным во Вселенной и бездомным – в отсутствии гармонии со своим внутренним и внешним мирами. Возникшие в раннем возрасте блокировки развития становятся внутренними препятствиями при столкновении с реальностью и обусловливают высокий риск выбора наименее благоприятного для самореализации субъекта пути. Так, например, возникает диссонанс между навязываемым обществом «должен», усвоенным без критики и пассивно инкорпорированными в систему ценностей, и собственным «хочу». В условиях быстрых и рискованных переориентаций и реформаций общества такого рода внутренние нерешенные проблемы лишь усиливают чувство одиночества. 
 
 
Тревога, беспомощность и ужас – ответ человека на «вброшенность» в этот мир; стремление принадлежать и проявлять себя, присутствуя в других – попытка установить отношения и смягчить свой страх изоляции. Однако только смягчить, а не избавиться навсегда. Именно отношения являются тем мостиком, который может быть перекинут над опасным, сотрясаемым катаклизмами и кризисами, миром. Даже «самодостаточный» анархист и закоренелый эгоист стремятся к тому, чтобы ощутить причастность и взаимность отношений с другими людьми. 
 
Осознание экзистенциальной изоляции требует большого мужества и сил, что принуждает субъекта к поиску способов избавления от одиночества. Действие защитных механизмов, призванных смягчить страх перед смертью и глобальным одиночеством, приводит к тому, что отношения превращаются в утилитарный процесс достижения желаемого избавления от изоляции. Но быть одиноким  - значит быть достаточно мужественным для того, чтобы рискнуть принять факт своей индивидуальности и полноты ответственности за себя и свою самореализацию. А конфликты и страдания, преодоленные склонности к бегству дают опыт преодоления тревоги изоляции и почву для личностного роста.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. - 180с. - ISBN: 9856479134
2. Матеев Даниел Андреев. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект. дис….канд.филос.наук: 09.00.11. / Матеев Даниел Андреев; [Место защиты: Ин-т философии и права]. - Новосибирск, 2008. - 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/25
3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: АСТ, 1989. - 925с. ISBN: 9785170565733
 
knopka up