Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

А.Г. Ахмедьянова

Подлинное бытие человека, согласно экзистенциалистской психологии, предполагает свободу разума, открытость миру, восприимчивость к чужим радостям и страданиям, любовь к другим и к самому себе. Такой способ жизни наиболее полно соответствует духовной сущности человека и приносит ему наиболее полное ощущение счастья, хотя требует от него большого мужества и внутренней работы.

К сожалению, в реальности мы часто сталкиваемся с примерами "неподлинного" образа жизни, "небытия". Из него вытекают такие негативные последствия, как: дезориентация людей, массовый социально-психологический стресс, повышение социальной агрессии (в частности, рост преступности) и пассивности (отчасти провоцирующей рост числа суицидов, примеров аддиктивного поведения) не только среди взрослого, но, к сожалению и среди подрастающего поколения. 
Чтобы не дать этому злу пустить ростки в чистых душах детей, важно с ранних лет приобщать их к "подлинному образу жизни", удовлетворить их экзистенциальную потребность в системе ценностей, описанную Э. Фромом [2, с. 63], создавать им условия для "упражнения" в любви, творчестве и свободном выборе. Все это возможно осуществить в процессе духовно-нравственного воспитания, направленном на раскрытие духовной природы ребенка, содержанием которого являются высшие духовные ценности.

С 2002 года при Государственном автономном научном учреждении "Институте региональных исследований" республики Башкортостан творческим коллективом педагогов и психологов центра здоровья и развития личности "ДАР" ведется научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Целью разработанных коллективом воспитательных программ стало способствование раскрытию сущностных сил ребенка - его внутренней, универсальной, духовной природы, его истинного Я, присущего каждому представителю человеческого рода, независимо от его социальной принадлежности [1, с. 3].

Это высшее начало раскрывается через проникновение в общечеловеческие ценности, которые сами являются гранями духовности. Общечеловеческие ценности - это то общее начало, которое объединяет все религии и светскую этику и способствует развертыванию человеческих сил. Сделать ценности реально проживаемым опытом, превращающим их из далеких, абстрактных, "трудно усвояемых" идей в близкие, понятные и доступные, призван соответствующий методический материал. Он включает в себя, помимо традиционного набора методов нравственного воспитания, состоящего из убеждения, внушения, примера, этической беседы, такие способы работы, как:

  1. социально-психологического обучения (групповая дискуссия, тренинг);
  2. артпедагогики (рисование, лепка, танцы, театр);
  3. сказкотерапии (анализ и сочинение сказок, притч);
  4. психотехники (релаксации, медитации-визуализации);
  5. практическими опытами, построенными по аналогии духовных и материальных явлений.

Эти методы направлены на сущностные силы человека, воздействуя на них не извне, а изнутри, пробуждая их к раскрытию. Систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию с их применением можно и нужно проводить с младшими школьниками. Именно данный возраст называют "золотой порой" (В.В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А. Славина, Д.Б. Эльконин и др.). Это связано с восприимчивостью учеников начальных классов, с их стремлением к саморазвитию, преобладанием у них наглядно-образного мышления и любовью к творчеству. К тому же подобная воспитательная работа в данный период способствует снижению у детей возрастного эгоцентризма, повышению самооценки и раскрытию творческого потенциала.

Программы духовно-нравственного воспитания младших школьников "Юный волшебник" и "В поисках острова сокровищ", направленные на удовлетворение духовных потребностей детей, построенные на методах, стимулирующих творчество детей, раскрытие их способности любить и развиваться, на деле доказали свою эффективность. Дети, прошедшие обучение по данным программам, согласно нашим исследованиям, отличаются более раскрытым духовно-нравственным потенциалом по сравнению со сверстниками. При изучении этого вопроса мы опирались на положение о ценностном содержании духовности, о ее вневременном, надситуативном, неэгоистичном характере, о ее проявлении в нравственных поступках. В исследовании были применены методы наблюдения, опроса, экспертной оценки, анализа детского творчества. Ниже приведены некоторые результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания.
О внутренней соотнесенности бытия "юных волшебников" с вечностью свидетельствуют категории, которыми они мыслят. Их мысли носят ценностное содержание: стремление к истине, добру, самосовершенствованию, благородству и т.д. Например, они задаются вопросами: "Какие достоинства и недостатки есть во мне?"; "Почему бьется человеческое сердце?"; "Что я сам могу сделать, чтобы изменить обстановку вокруг к лучшему?".

Об альтруистической направленности личности "юных волшебников", об их умении выходить за пределы своих корыстных, сиюминутных желаний говорит содержание их ответов на вопрос: "Какие желания вы исполнили, если бы у вас была волшебная палочка?" Дети ответили: "чтобы все люди были счастливы, любили и были любимы, были мудрыми" и т.д. 74% опрошенных пожелали блага для всех людей и только 21% пожелали что-либо для себя (в выборке детей, не обучавшихся по данным программам 11% и 79% - соответственно). Дети предпочли духовные ценности материальным: 89% - из всех ответов составили духовные ценности, 11% - материальные (во второй выборке: 69% и 31% - соответственно).

Мерилом духовности являются поступки человека. Наши "юные волшебники" показывают себя с хорошей стороны не только в условиях лабораторного эксперимента, проводимого с помощью разнообразных воспитательных ситуаций, но и в условиях естественного эксперимента, в непредсказуемых ситуациях, созданных самой жизнью. Например, они неоднократно по своей инициативе оказывали реальную поддержку и помощь тем, кто в этом нуждается: младшим детям, родителям, отстающим в учебе одноклассникам и т.д.

Таким образом, практика доказывает эффективность систематичного, целенаправленного духовно-нравственного воспитания детей, направленного на раскрытие их истинного Я, содержанием которого являются универсальные духовные ценности. Оно является способом полноценного бытия детей в настоящем и качественным средством подготовки их к подлинному образу жизни в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмедьянова, А.Г., Байгулова, Г.С., Хакимова, З.Р. Воспитание истинно богатой личности. Учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Г. Ахмедьянова, Г.С. Байгулова, З.Р.Хакимова. - Уфа, 2009. 
  2. Erich Fromm. The Sane Society (1955). - New York: Henry Holt, 1990.
 
knopka up

 

Joomla SEF URLs by Artio