Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

А.А. Костылева

Профессионализм педагога в условиях гуманизации образования во многом определяется смысловой структурой его личности. Смысл, присутствующий в смысловой сфере педагога под видом личностных ценностей, смысловых конструктов и смысловых диспозиций, задает интенцию педагогическому общению, определяет смысл и мотивы профессиональной деятельности, педагогические установки, влияет на выбор средств и стилей педагогической деятельности. Основываясь на идее «смысловой вертикали» Б.С.Братуся [1], мы выдели два типа смысловой структуры личности педагога: развивающая и деструктивная. Деструктивная смысловая структура характеризуется высокой степенью присвоенности низших смысловых уровней: предличностного, эгоистического и группоцентрического. Развивающая смысловая структура предполагает доминирование гуманистического уровня при высокой степени присвоенности духовного уровня и минимальном содержании низших уровней. Деструктивная смысловая структура личности препятствует развитию профессионализма педагога, развивающая смысловая структура обеспечивает профессионализм педагога.


Однако, само по себе выявление набора нужных ценностей и смыслов педагогов не позволяет разработать эффективный способ повышения профессионализма через формирование развивающей смысловой структуры личности, поскольку проблема заключается не в «привитии» педагогам гуманистических ценностей, а в развитии у них способности к самостоятельному осознанному выбору этих ценностей и смыслов. Причины такого выбора могут скрываться в отношениях педагога с миром, в его экзистенциальной жизненной позиции.

В качестве психологических предпосылок формирования того или иного типа смысловой структуры можно рассмотреть особенности психологической защиты педагогов от экзистенциальной тревоги. Непродуктивные психологические защиты являются главным препятствием на пути личностного развития педагога, идущего по пути присвоения высших смысловых уровней. Мы исходим из положения И. Ялома о том, что экзистенциальная тревога неоднородна, она порождается конфронтацией с четырьмя конечными данностями существования: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью [3]. Особенности психологических защит от этих экзистенциалов и определяют динамику развития смысловой сферы личности педагога. Нужно отметить, что описанные ниже механизмы психологической защиты являются общими для всех смысловых уровней, кроме гуманистического, который предполагает взгляд на мир без психологических защит. Поэтому мы будем останавливаться только на особенностях, характерных для того или иного уровня.

Крайним вариантом нарушения развития смысловой сферы личности педагога является деструктивная смысловая структура с преобладанием предличностного смыслового уровня. При интенсивно присвоенном предличностном уровне педагог находится в психологическом симбиозе с другими людьми, он отождествляет себя с другими, скреплен с ними жесткими связями вместо отношений. При этом педагог может занимать в психологическом симбиозе как позицию донора, так и акцептора.

Наиболее очевидная, легко осознаваемая конечная данность – это смерть. И.Ялом описывает два базовых механизма защиты от тревоги смерти: вера в личную уникальность и вера в конечного спасителя. Вера в собственную исключительность может принимать дезадаптивные формы в виде агрессии и сверхконтроля над другими людьми. Страх смерти ослабляется за счет уничтожения другого человека. При этом имеется в виду не только убийство в буквальном смысле, но и более тонкие формы агрессии: доминирование, эксплуатация, психологическое насилие, которые и составляют «арсенал» симбиотического акцептора. Поэтому можно сделать вывод, что дезадаптивная вера в собственную исключительность, проявляющаяся в форме агрессии и сверхконтроля, отражается в смысловых структурах личности педагога в виде высокой степени присвоенности предличностного уровня в позиции «симбиотический акцептор».

Когда веры в собственную исключительность оказывается недостаточно, человек прибегает к другой форме отрицания смерти – вере в конечного спасителя. Индивид, глубоко убежденный в существовании конечного спасителя, стремится к слиянию, единению с ним, к погруженности в некую большую целостность. Гипертрофированная вера в конечного спасителя отражается в смысловых структурах личности в виде высокой степени присвоенности предличностного уровня в позиции «симбиотический донор». По мнению И. Ялома, эти две фундаментальные защиты от тревоги смерти образуют диалектическую пару, поэтому структуры характера большинства людей включают элементы обеих защит. Этим можно объяснить нередко встречающийся в школьной жизни факт, когда учитель, занимающий позицию акцептора по отношению к ученикам, сам является донором в симбиотической смысловой связи с начальством. Часто учитель не в силах разорвать такие явно ограничивающие отношения, так как это чревато срывом психологических защит от тревоги смерти.

Другая конечная данность человеческого бытия – свобода, которая порождает тревогу отсутствия почвы. Э.Фромм описывает несколько механизмов «бегства от свободы»: авторитаризм, разрушительность, политика соглашательства и автоматика [2]. Основным ученый считает авторитаризм, который предполагает полный отказ от своей независимости, отождествление своего «я» с какой-либо внешней силой. Человек через слияние с внешней силой стремиться избавиться не только от своей свободы путем отказа от своего «я», но и перекладывает на эту внешнюю силу всякую ответственность за свою собственную жизнь. Именно с избеганием ответственности И.Ялом связывает механизмы психологической защиты от тревоги отсутствия почвы. В качестве форм избегания ответственности он выделяет компульсивность, перенос ответственности на другого, отрицание ответственности, избегание автономного поведения и патология принятия решений [3]. Для формирования предличностного уровня решающимися является две последних формы.

Третья конечная данность — это изоляция. Чтобы заслониться от тревоги, связанной с осознанием своей фундаментальной изоляции, человек стремиться к симбиотическому слиянию, включающему активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Четвертая конечная данность существования — бессмысленность. Если человек не вырабатывает индивидуальных смыслов и ценностей, его охватывает чувство бессмысленности, от которого он пытается убежать путем слияние с внешней структурой, предоставляющей готовую смысловую схему. В крайних формах такое слияние предполагает полный отказ от своего «я», что находит выражение в смысловых структурах личности в виде высокой степени присвоенности предличностного уровня.

Таким образом, конфронтация с конечными данностями существования порождает психологические защиты, которые в своих крайних неадаптивных формах, предполагающих психологический симбиоз, являются предпосылками формирования смысловой структуры личности педагога деструктивного типа с высокой степенью присвоенности предличностного уровня.

Следующим вариантом неблагоприятного развития смысловой сферы личности педагога является деструктивная смысловая структура с преобладанием эгоистического уровня. Этот уровень подразумевает устремления удобства, выгоды, престижа и успеха для себя, отношение к себе как самоценности, а к другому человеку как к средству для достижения своих целей.

Одной из неадаптивных форм веры в собственную исключительность, с помощью которой человек преодолевает базовую тревогу смерти, является нарциссизм. В этом случае вера в собственную несокрушимость сочетается с отсутствием признания за другими права на исключительность. Нарциссизм предполагает сосредоточенность человека на себе, что и отражается в смысловых структурах личности в виде высокой степени присвоенности эгоистического уровня.

Тревога отсутствия почвы также вносит свой вклад в формирования эгоистического уровня. Эгоцентрист ничего не имеет против свободы, но его пугает ответственность, от которой он бежит несколько иными путями, чем человек, стремящийся к симбиотического единству. Одним из таких способов является компульсивность. Имеет свои особенности и механизм бегства эгоцентриста от экзистенциальной изоляции, названный Яломом «непребывание с другим» [3]. Человек выстраивает неаутентичные отношения, использует другого как средство в своих, часто утилитарных целях. При этом сам человек не желает вкладываться в отношения, не способен любить. Защита от последнего экзистенциала — бессмысленности — реализуется у эгоцентриста за счет нахождения смысла в самоактуализации и гедонизме. Гедонизм и самоактуализация отличаются от других источников личного смысла: альтруизма, преданности делу и творчества, тем, что выражают заботу о собственном «я», тогда как остальные связаны с глубинной жаждой человека превзойти самого себя и устремиться к чему-то или кому-то вовне самого себя.

Таким образом, психологическими предпосылками формирования деструктивного типа смысловой структуры личности педагога с активно присвоенным эгоистическим уровнем являются неэффективные защиты от экзистенциальных тревог, выражающиеся в форме нарциссизма, избегания отвественности, нежелания построить аутентичные отношения, стремления к самоактуализации и гедонизму.

Последний вариант деструктивного типа смысловой структуры личности педагога связан с преобладанием группоцентрического смыслового уровня. На этом уровне человек идентифицирует себя с какой-либо группой, входит в единство, скрепленное социальными связями и групповой моралью. Защита от тревоги смерти в форме веры в собственную уникальность проявляется у группоцентриста в виде трудоголизма, когда человек приносит себя в жертву работе. У гуппоцентриста сильно выражена вера в конечного спасителя. При этом в отличие от предличностного уровня в качестве внешней силы выступает не другой человек, а группа. Группоцентрист не отказывается полностью от своего «я», а как бы «усиливает» себя за счет принадлежности к большему целому. На этом же принципе построена психологическая защита от тревоги отсутствия почвы. В отличие от эгоцентриста группоцентрист не против отвественности, его пугает сама свобода, которая сопровождается чувством изоляции и беспомощности, чтобы заглушить эти чувства он стремиться к укорененности в какой-то структуре.

Защита от экзистенциальной изоляции достигается через слияние не с другим индивидом, а с группой, делом, страной. Однако такое слияния всегда включает в себя потерю «я». Защита от бессмысленности выражается у группоцентриста в форме преданности делу. В этом случае человек принимает в качестве наивысших для себя ценностей доктрину государства, мораль коллектива, идеологию какой-либо партии, становясь при этом средством для их реализации. Таким образом, психологические защиты группоцентриста, в отличие от предличностного и эгоистического уровня лучше обеспечивают адаптацию, но цена такой адаптации ─ экзистенциальная вина за непрожитую жизнь.

Единственным вариантом развития смысловой сферы, обеспечивающим профессионализм педагога, является развивающая смысловая структура личности, которая характеризуется доминированием гуманистического уровня при высокой степени присвоенности духовного уровня и минимальном содержании низших уровней. Под духовностью мы понимаем приоритет или по меньшей мере высокий ранг духовных ценностей в системе ценностей личности. Психологические защиты от экзистенциальных тревог на духовном смысловом уровне личности являются высокоадаптивными. Приобщение к культуре и личный вклад в нее в виде творчества смягчают тревогу смерти и дают ощущение осмысленности жизни. Вера в некие вечные абсолюты позволяет приглушить тревогу отсутствия почвы. Через принятие общечеловеческих ценностей личность защищается от экзистенциальной изоляции. Таким образом, психологические защиты от экзистенциальной тревоги могут приобретать высокоадаптивную форму, что отражается в смысловых структурах личности в виде высокой степени присвоенности духовного уровня.

Гуманистический уровень в нашем понимании является «вершинным» в смысловой вертикали педагога и предполагает экзистенциальный взгляд на человека и экзистенциальное мировоззрение. Достигший гуманистического уровня педагог своей главной профессиональной задачей видит не формирование в ученике определенного образа человека, а развитие способности к самодетерминации. Главным педагогическим средством достижения гуманистических целей образования являются свободные аутентичные отношения между учителем и учениками. Такие отношения может выстроить только педагог, способный посмотреть «в лицо жизни», не прикрываясь психологическими защитами от конечных данностей существования. Конфронтация с экзистенциалами является источником не только неустранимой тревоги, но и сильнейшим стимулом личностного развития. Признание неотвратимости смерти и ограниченности нашил сил и времени приводит к мысли, что «существование не может быть отложено». Конфронтация со свободой помогает принять ответственность за свою жизнь, что является необходимым условием самодетерминации и личностной автономии. Осознание своего экзистенциального одиночества помогает выстроить аутентичные отношения с другими людьми. Понимание относительности всех ценностей и идеалов способствует выработке своих собственных жизненных ориентиров, что ведет к установлению осмысленных взаимоотношений с миром. Таким образом, открытая встреча с конечными данностями существования помогает осознать глубинные основы своего бытия в мире и выработать экзистенциальное мировоззрение, которое отражается в смысловых структурах личности педагога в виде высокой степени присвоенности гуманистического уровня.

Нужно отметить, что постоянно находиться в аутентичном модусе существования невозможно, человеку в своей повседневной жизни необходимы психологические защиты от экзистенциальных тревог, поэтому в структуре личности конкретного педагога обычно представлены все смысловые уровни. Следовательно актуальным является вопрос не только о степени доминирования тех или иных смысловых уровней, но и их соотношение между собой.

Таким образом, психологические защиты от экзитенциальной тревоги могут являться предпосылкими формирования смысловой структуры личности педагогов. Непродуктивные психологические защиты порождают деструктивный тип смыловой структуры, который препятствует личностному и профессиональному развитию педагога. Обеспечивающий профессионализм развивающий тип смысловой структуры формируется у педагога, способного использовать конфронтацию с конечными данностями существования в качестве стимула для своего личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С.Братусь. – М., 1988. 
  2. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] /Э.Фромм. – Минск, 2003. 
  3. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И.Ялом. — М., 1999.
 
knopka up