Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваша заявка принята. Ожидайте звонка.

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РОСТА АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ СРЕДИ ВЫСОКОТРЕВОЖНЫХ СТУДЕНТОВ

И.Ю.Прокашко, Г.Я.Снигирева

Изменение поведения человека с ориентацией на здоровье одновременно достаточно простая и очень сложная задача, особенно, если человек практически здоров, но его привычки могут привести к болезненным изменениям. По мнению Ф.Зимбардо и М. Ляйцпе [2001], есть препятствия, из-за которых воздействие призывов к здоровому образу жизни весьма ограничено: удовольствие, получаемое от некоторых нездоровых привычек; необоснованный оптимизм людей по отношению к собственному здоровью; скептическое отношение к сообщениям о здоровом образе жизни и здоровью; конкуренция со стороны сообщений противоположного содержания.

Поведенческие факторы сердечно-сосудистого риска, обычно формирующиеся в детском и подростковом возрасте и сохраняющиеся в зрелом возрасте, связаны между собой. Анализ, проведенный в развитых странах, показывает, что внедрение школьных программ охраны и укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1:14 [Г.И.Гусарова, 2009]. Поэтому наиболее целесообразно раннее начало профилактического вмешательства у лиц юношеского возраста.

Учитывая вышеизложенное, на кафедре нормальной физиологии КемГМА применялась образовательная программа по коррекции поведенческих факторов роста артериального давления среди студентов. Научной основой программы явилась концепция факторов риска.
Задачи и принципы, которые легли в основу данной программы, были следующие: сформировать доминанту личной ответственности студента за его здоровье, т.е. модифицировать его образ жизни с целью исключения факторов риска; обучить методам контроля и регуляции стрессовых состояний; обучить практическим навыкам самоконтроля артериального давления и пульса.

Со студентами проводили занятия 1 раз в неделю по 1 часу, в течение месяца, в группах численностью по 12-14 человек. В основе формирования группы положена методика малых групп, когда налаживается наилучший психологический контакт между слушателями и преподавателем. Занятия проводились в форме собеседования с элементами диспута, деловой игры, повторением ранее пройденного, отрабатыванием практических навыков: измерение АД, определение частоты сердечных сокращений, индекса массы тела и соотношения талия/бёдра. На занятиях в доступном изложении были рассмотрены понятия оптимального, нормального и высокого нормального АД, биологические и поведенческие факторы сердечно-сосудистого риска, методы профилактики и борьбы со стрессом, изучены основы здорового питания - студенты были ознакомлены с диетой DASH (Национального Института Здоровья США), диетой, рекомендуемой Европейским обществом по изучению атеросклероза, вариантами разгрузочных дней. С целью активного вовлечения студентов в процесс обучения каждый получал печатные буклеты, составленные сотрудниками кафедры: "Будьте стройными и здоровыми!", "Эффективные способы борьбы со стрессом", "Скажите, нет гипертонии!" и т.д.

Результаты исследования. Из 238 студентов 2-го курса лечебного факультета были выявлены 15 юношей и 46 девушек 17-21-летнего возраста с высоким уровнем тревожности (46,0±1,42 баллов - ситуативная тревожность и 50,77±0,95 баллов - личностная тревожность по шкале Ч.Д.Спилбергера; 25,46±0,81 баллов по шкале Дж. Тейлора; 29,55±0,64 баллов по опроснику Д.Дженкинса; 14,3±0,51 баллов по шкале нейротизма Г.Айзенка). Уровень систолического артериального давления (САД) у них составил (М±m) 119,86±1,53 мм рт.ст., диастолического (ДАД) - 74,25±1,24 мм рт.ст. Измерения артериального давления (АД) производили трижды с интервалом между измерениями не менее недели. По данным офисного измерения АД выделили группы с оптимальным (n=32), нормальным (n=18) и высоким нормальным (n=11) значениями АД [Рекомендации ВНОК, 2004].С данными студентами (n=61) проводили занятия по коррекции поведенческих факторов роста артериального давления.
Для оценки эффективности образовательной программы через полгода у студентов определяли уровень артериального давления и тревожности тестом Ч.Д. Спилбергера.

Систолическое АД (М±m) у юношей снизилось в большей степени (133,75±2,46 и 128,05±2,79 мм рт.ст., соответственно), чем у девушек (116,07±1,35 и 113,77±1,55 мм рт.ст., соответственно), при р<0,05.

В группе студентов с высоким нормальным АД произошло достоверно (р<0,05) большее снижение САД (138,89±1,91 и 130,69±3,11 мм рт.ст., соответственно) по сравнению с группой студентов с нормальным уровнем АД (124,88±0,45 и 121,13±2,08 мм рт.ст., соответственно) и оптимальным АД (111,74±1,13 и 110,68±1,68 мм рт.ст., соответственно).

Снижение ДАД у юношей прослеживалось в виде тенденции (79,42±1,65 и 75,55±3,15 мм рт.ст., соответственно), у девушек же ДАД не изменилось (72,84±1,45 и 72,3±1,1 мм рт.ст., соответственно).

У юношей и девушек высокий уровень ситуативной тревожности снизился до умеренного, у юношей - в меньшей степени (44,1±1,9 и 41,64±2,2 баллов, соответственно) чем у девушек (47,49±1,6 и 42,09±1,56 баллов, соответственно), при р<0,05. Уровень личностной тревожности остался высоким как у юношей (45,73±2,75 баллов), так и у девушек (50,45±1,14 баллов), у юношей ниже (р<0,05), чем у девушек.

Заключение. Апробация образовательной программы по модификации поведенческих факторов роста артериального давления среди студентов убедительно продемонстрировала, с одной стороны, реалистичность ее выполнения на практике, с другой стороны, показала эффективность в различных контингентах практически здоровых лиц юношеского возраста. Наиболее эффективной данная программа была у студентов с высоким нормальным артериальным давлением, у юношей эффективнее, чем у девушек.

Полученные данные являются основанием для рекомендации более широкого внедрения в практику образовательной технологии многофакторной профилактики артериальной гипертензии, позволяющей улучшить прогноз и качество жизни студентов, снизить экономические потери общества в связи с осложнениями этого заболевания.

 
 
knopka up